Литники
После получения предложения Технического департамента установить на Нs.122 более мощный двигатель Брамо-323 Фафнир конструкторы под руководством Николауса приступили к доработке самолета так, чтобы максимально использовать значительный рост мощности не в ущерб взлетно-посадочным характеристикам. В результате, несмотря на ту же компоновку, конструкция заметно изменилась. Стреловидность крыла осталась, хотя по передней кромке она была уменьшена. Площадь крыла сократилась с 34,7 до 31,6 кв.м, но размах остался тем же. Нос фюзеляжа удлинили, киль перепроектировали, стойки шасси стали свободнонесущими, кабина была наполовину закрыта фонарем.
Все эти изменения были использованы при достройке четвертого предсерийного Нs.122B-0, законченного осенью 1936 г уже под обозначением Нs.126-V1. Первоначально Нs.126-V1 был оснащен двигателем жидкостного охлаждения Jumo-210С с трехлопастным винтом изменяемого шага и без фонаря передней кабины.
Нs.126-V1 использовался прежде всего для оценки управляемости нового самолета. Весной 1937 г к нему присоединились еще два самолета: Нs.126-V2 (D-UJER) и Нs.126-V3 (D-OECY), оба уже с двигателем Брамо-323А-1 мощностью 830 лс на высоте 4000 м. Винт был VDM, трехлопастный. V2 еще получил турбокомпрессор в нижней носовой части фюзеляжа, работавший от выхлопных газов. Кроме двигателя, V2 получил новый увеличенный киль и дополнительную пару подкосов стабилизатора. Оперение V3 отличалось еще сильней. На нем заметно изменились и стойки шасси. Если на V1 и V2 основные стойки шасси имели заметный наклон назад, то на V3 они были установлены под прямым углом.
Испытания Нs.126-V2 и V3 продолжались все лето 1937 г. Самолеты полностью отвечали требованиям люфтваффе, управляемость была отличной даже при потере скорости. Фюзеляж позволял разместить все необходимое оборудование. Конструкция была очень прочной и технологичной в производстве. Еще во время испытаний опытных образцов Хеншель приступила к производству установочной серии из 10 Нs.126A с двигателями Фафнир-323А, которые были закончены на исходе 1937 г. Несколько из них поступили для испытаний в эскадрильи ближней разведки. Вслед за этой партией с весны 1938 г заводы Хеншеля в Шенефельде и Йоханништале приступили к поставкам в люфтваффе Нs.126A-1.
Серийные Нs.126A-1 получили более доступные двигатели ВМW-132Dс с непосредственным впрыском топлива. Винт был изменяемого шага VDМ. Практически вся конструкция имела работающую обшивку. Двухлонжеронное крыло выполнялось в виде двух плоскостей. От крыла к фюзеляжу шли V-образные подкосы, которые в свою очередь имели подкосы в виде перевернутой V, идущие к заднему лонжерону крыла. Заднюю кромку крыла занимали закрылки с тканевой обшивкой и щелевые элероны. Фюзеляж овального сечения спереди заканчивался четырьмя лонжеронами с узлами крепления моторамы и стоек шасси. Пилот располагался под вырезом в крыле, а наблюдатель сразу за ним. Пилот и наблюдатель были закрыты сдвижным фонарем. Наблюдатель имел козырек, защищавший от воздушного потока во время стрельбы из пулемета.
Все топливо размещалось в 540 л баке в нижней части фюзеляжа под пилотом. Под наблюдателем был отсек, вмещавший автоматическую фотокамеру Цейс Rb. Отсек имел створки, открывавшиеся наблюдателем в полете. Слева по борту кабины крепилась ручная фотокамера.
В отсек можно было установить и два контейнера на 5*10 кг бомб. Дополнительно на левой стороне фюзеляжа на специальном держателе с подкосами к фюзеляжу и крылу можно было подвесить 50 кг бомбу. Вооружение состояло из одного синхронного пулемета МG-17 с 500 патронами и одного МG-15 у наблюдателя на подвижной установке Арадо с 975 патронами в 13 магазинах.
В середине в серию пошел Нs.126B-1, получивший двигатели Брамо-323А-1, А-2, Q-1 или Q-2 с двухступенчатым нагнетателем и непосредственным впрыском топлива. Винты ставились VDМ 9-111-29 или -67. Если 323А-1 и Q-1 давали на взлете 850 лс, то А-2 и Q-2 900 лс. Граница высотности Брамо была 4200 м, что давало заметные преимущества перед ВМW-132Dс. Нs.126B-1 имел более высокие взлетно-посадочные характеристики и больший потолок. Было улучшено и радиооборудование ставилась радиостанция FuG 17.
Применение
На 19 сентября 1938 г люфтваффе получили 42 Нs.126A-0 и А-1, из которых боеготовыми были 35. Шесть Нs.126A были направлены в Испанию для замены в составе разведывательной части А/88 легиона Кондор бипланов Хейнкеля Не.45. Самолет использовался в качестве бомбардировщика и разведчика в самом конце испанской драмы, где показал себя очень хорошо. Пять оставшихся Нs.126A были переданы испанцам и позже несколько лет использовались в Марокко. В начале 1939 г 16 Нs.126A-1 для своих королевских ВВС заказали греки. Из них сформировали 3-ю армейскую эскадрилью. Позже это подразделение активно использовалось против итальянцев, часто в роли штурмовиков. Например, 21 ноября 1940 г три Нs.126A на дороге у Подрадеса после удачного штурмового удара рассеяли 7-километровую колонну итальянских войск.
Темпы производства постоянно наращивались, и к 2 сентября 1939 г люфтваффе уже имели 275 Нs.126, из которых боеспособными были 251. Ими практически полностью заменили устаревшие Не.45 и Не.46. Только шесть из 29 эскадрилий сохранили бипланы, еще семь имели по нескольку устаревших машин.
При вторжении в Польшу I воздушный флот на северо-востоке Германии имел в своем составе девять эскадрилий ближней разведки с Нs.126: 1. и 2.(Н)/10, 1.(Н)/11 (включая три Не.46), 1., 2. и 3.(Н)/21 и 1., 2. и 3.(Н)/41 (с двумя Не.46). Нs.126 активно использовались в течение всей польской кампании. Кроме тактической разведки, связи и корректировки артиллерийского огня они бомбили и штурмовали силы противника. Отсутствие эффективной ПВО и современных истребителей позволяло им действовать совершенно свободно, а потери были незначительными. Кроме Нs.126 из I флота они использовались в составе IV воздушного флота, также участвовавшего в польской кампании. Они состояли в 1.(Н)/14 (с тремя Не.46), 2. и 3.(Н)/14 (с тремя Не.46) и 1.(Н)/31.
II воздушный флот на северо-западе Германии имел три эскадрильи с Нs.126A: 1., 2. и 3.(Н)/12, а III воздушный флот на юге семь эскадрилий: 1., 2., З., 4. и 5.(Н)/13 (4-я с тремя Не.46, а 5-я с тремя Не.45), 4.(Н)/22 и 1.(Н)/23. Несколько из этих эскадрилий вели фотографирование линии Мажино, и, несмотря на слабое оборонительное вооружение, потери были сначала небольшими. Производство продолжалось. До конца года было поставлено еще 137 машин. С начала 1940 г потери резко возросли. Сразу стало ясно, что Нs.126A устарел, и было решено заменить его на Фокке-Вульф Fw.189. С апреля 1940 г производство Нs.126 стало сворачиваться. Всего в 1940 г выпустили 368 самолетов этого типа. Последние пять машин были сданы в январе 1941 г.
К этому времени практически все оставшиеся Не.45 и Не.46 были заменены на Нs.126. К 11 мая 1940 г люфтваффе имели 277 машин (234 боеспособных). Первые Fw.189 на замену Нs.126 поступили в 9.(Н)/LG.2, которая имела пять Fw.189 и пять Нs.126. Ко времени вторжения в Советский Союз 4.(Н)/12, 4.(Н)/21, 2. и 4.(Н)/23 и 2. и 3.(Н)/31 были полностью перевооружены с Не.45 и Не.46 на Нs.126. За исключением 2.(Н)/14 в Северной Африке, все эскадрильи ближней разведки были брошены на Восточный фронт. Здесь Нs.126 использовались до весны 1942 г, вплоть до замены на Fw.189A.
С середины 1942 г Нs.126 все больше использовался для выполнения небоевых задач, например, для буксировки планеров в составе 2-й и 3-й групп I воздушно-десантной эскадры. С формированием осенью 1942 г "беспокоящих" эскадрилий несколько Нs.126 были направлены в их состав. Их комплектовали экипажами из летных школ. В "беспокоящих" эскадрильях они состояли до весны 1943 г, когда эскадрильи переформировали в группы ночных штурмовиков. Две такие группы находились на Балканах, где Нs.126 с другими устаревшими самолетами в основном использовались против партизан.
Тактико-технические характеристики Нs.126B-1
Тип - двухместный ближний разведчик и связной самолет
Двигатель - один BMW Брамо-323А-1 или Q-1; 9-цилиндровый воздушного охлаждения, взлетной мощностью 850 лс и 830 лс на высоте 4000 м
Вооружение:
1*7,9 мм синхронный пулемет МG-17 с 500 патронами
1*7,9 мм МG-15 на подвижной установке в конце кабины с 975 патронами
10*10 кг бомб в отсеке и 1*50 кг бомба на дополнительном держателе
Максимальная скорость:
310 км/ч у земли
354 км/ч на 3000 м
347 км/ч на 4000 м и 332 км/ч на 6000 м
Дальность полета:
575 км при скорости 270 км/ч у земли
665 км при скорости 300 км/ч на высоте 2000 м
715 км при скорости 330 км/ч на высоте 4200 м
Продолжительность полета - 2 ч 35 мин
Время подъема на высоту:
2000 м - 3,5 мин
4000 м - 7,2 мин
6000 м - 12,7 мин
Потолок - 8200 м
Вес:
пустой - 2035 кг
максимальный - 3275 кг
Размеры:
размах крыла - 14,5 м
длина - 10,8 м
высота - 3,7 м
площадь крыла - 31,6 кв.м