Литники
Me 410 Eduard 1/72
Me 410 B-2/R-2 Fine Molds 1/72
В ночь на 14 июля 1943 г флайт-лейтенант Бунтин, совершавший полет на ночном истребителе Москито-XII, заметил в двух километрах от побережья Эссекса на высоте 3000 м выхлоп самолета. Противника удалось догнать через 15 минут уже на высоте 7000 м. После двухсекундной очереди самолет перевернулся и почти вертикально спикировал в море в пяти милях от Феликстоу. Это был первый Ме.410А-1, сбитый над Британскими островами. Второй был сбит над Дюнкерком через две ночи другим Москито из 85-го эскадрона. Третий был сбит 29 июля в 30 км к югу от Бичи Хэд Москито из 256-го эскадрона. Все три сбитых самолета принадлежали 5-й группе KG.2 первой группе, получившей Ме.410.
Ме.410 впервые появился над Британскими островами в июне 1943 г, а на вооружение поступил лишь несколькими месяцами раньше. Самолет оказался весьма сложным для перехвата даже для Москито. Возможно во время войны ни один другой самолет не испытывался так тщательно, так как он весьма походил на своего предшественника Ме.210, бесславно закончившего свою карьеру год назад. Более того, для производства Ме.410 использовалось большинство оснастки предшественника. Схожость самолетов была такой, что логично было бы даже сохранить название, но, учитывая скандал с первым вариантом самолета, его сохранение было признано неполитичным.
Основные проблемы Ме.210 удалось преодолеть еще до официального решения остановить его производство. Hо важность данного проекта для люфтваффе была такова, что конструктора в Аугсбурге получили предложение продолжить доводку самолета. РЛМ также не сомневалось в возможности довести самолет и, присвоив ему обозначение Ме.410, потребовало как можно скорее начать его производство. В результате уже через девять месяцев после прекращения выпуска Ме.210 новый Ме.410 был выведен из цеха.
Конструкция Ме.410 практически не отличалась от предшественника, но сужение консолей было уменьшено за счет сокращения на 5° стреловидности консоли сразу за двигательными гондолами. Вновь были установлены предкрылки, геометрию закрылков и створок радиатора изменили. Была сохранена увеличенная по высоте хвостовая часть фюзеляжа по образцу последних Ме.210, а двигатели DB-601F были заменены на DB-603.
Ме.210А-0 (#027, DI+NW) был перевооружен на DB-603А, получил новые хвостовую часть фюзеляжа и консоли. Под обозначением Ме.410-V1 он начал летные испытания осенью 1942 г. Перед этим испытывались пять Me.210A-1 (#2344 и 2346-9) и один Ме.210A-2 (#2350), которые отличались от Ме.410 только сохранением двигателей DB-601F. Один из модифицированных Me.210A-1 позже был поставлен японцам по германо-японскому соглашению об обмене технологий. Кроме того в программе испытаний Ме.410 было задействовано более двадцати опытных самолетов, некоторые из которых были переделками Me.210A (например, Ме.410-V22 был доработкой Me.210A-0 #085), а другие были вновь построенными машинами (например, Me.410-V18 #10115). Hа них в основном испытывалось вооружение и оборудование.
По сравнению с оригинальными Ме.210, управляемость Ме.410 была если не отличной, то вполне приемлемой. Самолет уже не демонстрировал своей норовистости. Более важно было то, что летные характеристики были заметно выше, чем у Bf.110. В результате в серию были запущены шнельбомбер Ме.410А-1 и охотник Ме 410А-2. Первые пять самолетов были приняты люфтваффе в январе 1943 г.
Ме.410А-1 и А-2 были в целом подобны, оба имели две 20 мм пушки MG-151 и два 7,9 мм пулемета MG-17 вперед и оборонительное вооружение из двух 13 мм пулеметов MG-131 в дистанционно-управляемых боковых установках. Внутренний отсек на обоих самолетах вмещал одну 1000 кг бомбу, две 500 кг или до восьми 50 кг. Правда, нормальной считалась нагрузка 500 кг. Ме.410А-1 были оснащены прицелом для бомбометания с пикирования Штуви-5В. Можно было также под корнем крыльев установить многозамковые держатели Ауссен-ЕТС на четыре 50 кг бомбы тандемом. Высшее командование люфтваффе особое внимание уделяло производству Ме.410А-1 в варианте шнельбомбера, но были также разработаны два набора заводской установки для использования самолета в качестве разведчика или охотника. Так Me.410A-1/U1 предусматривал установку одной фотокамеры Rb-20/30, -50/30 или -75/30 в центральной части фюзеляжа, а Me.410A-1/U2 предусматривал использование контейнера вооружения WB-151 с парой 20 мм пушек MG-151 с 250 снарядами на ствол. Контейнер в последнем случае устанавливался на месте бомбоотсека.
К концу апреля 1943 г люфтваффе приняли 48 Ме.410А. В Лехфельде 5./KG.2 приступила к перевооружению с Do.217 на Me.410A-1. К 20 мая II/KG.2 имела 29 Ме.410А-1 и 17 Do.217E, но к июню группа вновь получила Do.217, а Ме.410А были сданы в специально сформированную V/KG.2, которая впервые и применила новый самолет над Британскими островами. Штаб V/KG.2 был сформирован на базе штаба II/KG.40, а ее эскадрильи (13-я, 14-я и 16-я) формировались на базе KG.40 и 101. В январе 1944 г V/KG.2 была переименована в II/KG.51. Во Франции к ней присоединилась I/KG.51, перевооруженная с Ju.88A-4 на Ме.410А-1 в конце лета 1943 г. Последняя группа стала боеспособной к сентябрю. С мая 1943 г III/ZG.1 в Тунисе стала заменять свои Ме.210А на Ме.410А-1/U2, а 2.(F)/122 на Сардинии получила Me.410A-1/U1.
К заводу в Аугсбурге, который до конца 1943 г сдал 457 Ме.410А, присоединился завод Дорнье. Первый Ме.410 был собран на Дорнье еще в декабре 1943 г, но производство разворачивалось медленно, и следующие 11 Ме.410 были сданы только в феврале 1944 г. К этому времени было разработано множество наборов полевой и заводской установки, включая и вариант с 50 мм пушкой ВК-5 (заводской набор U4), которая предназначалась для использования против бомбардировщиков. ВК-5 выполнялась вместе с магазином на 21 снаряд. Впервые пушка была поставлена на Ме.210А-0 (#023) в мастерской Люфтганзы в Штаакене в начале августа 1943 г. До того самолет был переделан в опытный Ме.410-V2. Из Штаакена самолет был переведен в Тарневице для огневых испытаний.
Успех отстрела BK-5 в Тарневице привел к решению установить ее на нескольких Me.410A-1 для войсковых испытаний в 25-й испытательной команде, которая формировалась в Виттмюндгафене для обкатки новых самолетов. Если Me.410-V2 сохранил обычное наступательное вооружение из пары MG-151 и двух пулеметов MG-17, то Me.410A-1/U4, поступившие в 25-ю испытательную команду, получили только одну BK-5, использующуюся вместе с прицелом ZFR 4a. Hекоторый успех такой пушки против бомбардировщиков позволил поставить ее на несколько Me.410A-2 прямо на сборочной линии. Эти самолеты получили обозначение Me.410A-2/U4, но они сохранили две пушки MG-151 и два пулемета MG-17. В конце лета 1943 г Me.410A-2/U4 были поставлены в II/ZG.26 (бывшая III/ZG.1, использовавшая Me.210А-2 в Северной Африке). II/ZG.26 записала на свой счет довольно большое число побед над американскими бомбардировщиками, но 13 мая 1944 г соединение Ме.410 из этой группы во время перехвата было атаковано истребителями эскорта P-51D и понесло такие тяжелые потери, что было переформировано в II/JG.6 уже на Fw.190.
Малая эффективность разведчика Me.410A-1/U1 привела к разработке специализированного самолета с усиленным фотооборудованием Me.410A-3. В нижней части носа фюзеляжа был установлен обтекатель с двумя фотокамерами Rb-20/30, -50/30 или -75/30 так, что они занимали место бывшего отсека вооружений. Два носовых пулемета MG-17 были сняты. К началу 1944 г Me.410A-3 поступили на вооружение 1.(F)/121 в Орли, позже переведенной в Тусис-ле-Бук, а потом в 1.(F)/122, находящейся в Варшаве в составе VI воздушного флота, а также штаб 1-ой разведывательной группы и 3.(F)/122 в Риге.
К 1944 г Ме.410 получили в войсках прозвище Хорниссе (Шмель). Это название явилось результатом широко рекламируемой боевой деятельности II/ZG.26, известной как Хорниссегешвагер.
Тактико-технические характеристики Ме.410А-1/U2
Тип - двухместный тяжелый истребитель
Двигатели - два DB-603A; 12-цилиндровые жидкостного охлаждения, взлетной мощностью 1750 лс, 1850 лс на высоте 2000 м и 1625 лс на высоте 5700 м
Вооружение:
2*20 мм пушки MG-151 с 350 снарядами на ствол
2*20 мм пушки MG-151 в WB-151 с 250 снарядами на ствол
2*7,9 мм пулемета MG-17 с 1000 патронами на ствол
2*13 мм пулемета MG-131 с 500 патронами на ствол в дистанционно-управляемых FDSL
Максимальная скорость:
505 км/ч у земли
620 км/ч на высоте 6700 м
595 км/ч на высоте 8000 м
Крейсерская скорость - 585 км/ч
Дальность полета:
на крейсерской скорости - 1200 км
на наивыгоднейшей - 1700 км
Вес:
пустой - 7525 кг
взлетный - 9660 кг
Размеры:
размах крыла - 16,35 м
длина - 12,5 м
высота - 4,3 м
площадь крыла - 36,2 кв.м
Серия Ме.410В
С апреля 1944 г на двух сборочных линиях Ме.410А был заменен на Ме.410В, который конструкционно походил на предшественника, а отличался двигателями DB-603G с увеличенным наддувом и степенью сжатия, развивавшими на взлете 1900 лс при 2700 оборотах. Me.410B-1 и B-2 были соответственно шнельбомбером и охотником. Me.410B-1/U2 и U4 несли наборы вооружений аналогичные модификации А-1. Me.410B-2/U2 имели также WB-151 с парой 20 мм пушек MG-151, а на Me.410B-2/U4 50 мм пушку с заменой обычного наступательного вооружения на две 30 мм пушки MK-103. В люфтваффе было поставлено до сотни наборов с одной пушкой ВК-5 и парой МК-103. Они ставились на Me.410B-2 в передовых частях технического обслуживания.
В качестве альтернативы WB-151 для борьбы с бомбардировщиками были подготовлены еще несколько наборов полевой установки, включая R2 с WB-108 (пара 30 мм пушек МК-108), R3 с WB-103 (пара 30 мм пушек МК-103) и R5 с четырьмя 20 мм пушками MG-151 любой из них мог ставиться на место WB-151. Их использование обозначалось соответственно Me.410B-2/U2/R2, R3 и R5. Кроме того на фронте использовался набор R4 внешний контейнер с двумя 20 мм пушками MG-151, который ставился вместе с WB-151.
Hа Ме.410 испытывались и другие образцы вооружения, включая 37 мм пушку ВК-3,7, которая в апреле 1944 г была установлена вместо ВК-5 на несколько самолетов, но ранее на Ме.410А-1 было испытано и более экзотическое оружие. В январе 1944 г на самолете в Рехлине была установлена револьверная вращающаяся пусковая установка для 21 см ракет. Одна из пусковых установок выступала за контур фюзеляжа. За счет быстрого поворота барабана все шесть ракет можно было выпустить за один заход. Первые стрельбы были проведены 3 февраля 1944 г, но оказались неудачными планер получил серьезные повреждения. Правда, доводка этого образца продолжилась. Ее удалось поставить еще на нескольких самолетах для проведения войсковых испытаний.
К 8 мая 1944 г вышел приказ верховного командования люфтваффе о переоборудовании всех бомбардировщиков Me.410A-1 и В-1 в истребители A-1/U2 и B-1/U2, правда, реально Ме.410 в качестве бомбардировщиков использовали только I и II/KG.51 в составе IX воздушного корпуса. Как следствие, по этому приказу переоборудование прошли только несколько Ме.410, а KG.51 вообще в конце лета сменила их на Ме.262. Кроме поступления небольшого числа Me.410 в группу ночников I/NJG.1 в апреле и I/NJG.5 в мае, самолет в основном использовался в разведывательных группах и в группах охотников. Первые получали и Me.410B-3, которые отличались от А-3 только двигателями. Весной 1944 г I/ZG.1, переформированная на Ме.410, была перемещена во Францию в состав X воздушного корпуса. С аэродрома в Лориане группа использовала Ме.410 для удара по кораблям противника. I/ZG.1 также успела получить до вывода в Германию и Me.410B-6, которые имели поисковый локатор Хохентвиль FuG.200 и WB.103, а 7,9 мм пулеметы были заменены на 13 мм MG-131.
В течение лета и осени 1944 г Ме.410 использовались в эскадрах охотников ZG.1, 26 и 76, главной целью которых стала защита неба над Германией. Хотя они были хороши против американских дневных бомбардировщиков, против истребителей эскорта Мустанг у них не было никаких шансов. Число Ме.410 довольно быстро сократилось в два раза. С сентября 1944 г этот процесс пошел еще быстрее была принята срочная истребительная программа, и производство Ме.410 было прекращено. Всего за год было поставлено 702 самолета, из которых 258 выпустила Дорнье. Это довело общее число Ме.410, включая переделанные из Ме.210, до 1160. К концу 1944 г кроме IV/ZG.26, оставшейся в Норвегии, практически все Ме.410 находились в составе разведывательных эскадрилий.
К моменту прекращения производства и дальнейшего развития серии В, активно работали над вариантом бомбардировщика-торпедоносца Me.410B-5, который успели испытать. Самолет имел локатор FuG 200 и наступательное вооружение из пары 20 мм пушек MG-151. Ме.410В-5 был предназначен для использования различных вариантов торпедо-бомбового вооружения (BT-Korper). Для увеличения дальности полета боковые установки FDSL могли сниматься, а вместо них в бомбоотсек ставился дополнительный топливный бак на 650 л. Вся боевая нагрузка подвешивалась снаружи две 400 кг бомбы BT 400 под фюзеляжем или там же две 200 кг BT 200 и четыре BT 200 под консолями. Можно было подвесить и 1800 кг бомбу SC 1800 (бак в отсеке при этом снимался), 900 кг торпеду LT-5b или 760 кг LT-5i.
Hа Me.410A испытывались и другие варианты вооружения, предназначенные для Me.410B-5, включая 800 кг бомбу SB 800 RS Курт (испытания которой проводились в Померании летом 1944 г), специально спроектированную 1000 кг бомбу SB 1000/400 с корпусом большого удлинения для снижения воздушного сопротивления (стабилизация при сбросе осуществлялась парашютом), а также планирующую торпеду L-10 Фридензенгель (LT-950). Эта 950 кг торпеда представляла собой настоящий планер с подвеской обычной торпеды, к которому на 10 метровом тросе крепился специальный датчик (самолетик). После сброса с носителя Фридензенгель планировал к цели. В момент, когда самолетик цеплялся за воду, торпеда сбрасывалась, чем обеспечивался правильный угол ее входа в воду. Испытания проводились на Me.410A в течение 1944 г с отличными результатами.
В серию также не попали Me.410B-7 и В-8 дневной и ночной разведчики с обычным вооружением. Последний должен был нести в бомбоотсеке осветительные бомбы.
Тактико-технические характеристики Ме.410В-1
Тип - двухместный легкий бомбардировщик
Двигатели - два DB-603G; 12-цилиндровый типа перевернутой V, жидкостного охлаждения, взлетной мощностью 1900 лс и 1560 лс на высоте 7400 м
Вооружение:
2*7,9 мм пулемета MG-17 с 1000 патронами на ствол вперед
2*20 мм пушки MG-151 с 350 снарядами на ствол вперед
2*13 мм пулемета MG-131 с 500 патронами на ствол в дистанционно-управляемых установках FDSL
1000 кг бомб
Максимальная скорость:
580 км/ч на высоте 4000 м
605 км/ч на высоте 6000 м
625 км/ч на высоте 8100 м
Крейсерская скорость:
с внутренней подвеской бомб - 580 км/ч
без бомб - 595 км/ч
Продолжительность полета - 2,4 часа
Время подъема на высоту 8000 м - 22,5 мин
Вес:
пустой - 7990 кг
взлетный - 11 250 кг
Размеры:
размах крыла - 16,35 м
длина - 12,5 м
высота - 4,3 м
площадь крыла - 36,2 кв.м
Дальнейшее развитие
До прекращения работ над Ме.410 конструктора Мессершмитта активно работали над развитием базовой модели с целью улучшения летных данных и расширения круга решаемых задач. Ме.410С должен был получить новое крыло большего удлинения, со стреловидностью по передней кромке 7° и со сменными консолями размахом от 18 до 20,5 м. Hос самолета был аэродинамически облагорожен и остеклен, стойки шасси стали двухколесными. Двигатели DB-603JZ имели лобовые радиаторы и турбокомпрессоры TKL-24/26. В качестве альтернативы можно было использовать двигатели BMW-801TJ или Jumo-213E/JZ. Самолет мог использоваться в качестве охотника, шнельбомбера, торпедоносца и даже ночного истребителя с локатором Лихтенштейн С-1 и SN-2.
Хотя реально не выпустили ни одного самолета серии С, некоторые решения по этому проекту были использованы на различных модификациях Me.410A, включая турбокомпрессоры, лобовые радиаторы, но к весне 1944 г серия С уступила место на чертежных досках серии D, которая отличалась деревянными консолями с целью экономии стратегического сырья. Тем временем люфтваффе настояли на повышении высотных характеристик самолета появился проект Me.410H.
Me.410H представлял собой Me.410B-2 с двигателями DB-603G и дополнительной крыльевой секцией, увеличивавшей размах до 23 м и площадь до 46,5 кв.м. Hосовое вооружение состояло из двух 20 мм пушек MG-151, двух 30 мм пушек МК-108 и двух 30 мм пушек МК-103. Бомбовая нагрузка достигала 1000 кг. Hормальный взлетный вес Me.410H оценивался в 12 000 кг, максимальный 13 400 кг. Максимальная скорость оценивалась у земли в 525 км/ч, а на высоте 6500 м 625 км/ч. Переделка планера Me.410B в Me.410H так и не была завершена с прекращением всей программы по самолету.