Еще во время I мировой войны боевые самолеты окрашивались в защитные цвета. Считалось, что при обнаружении сверху самолет гораздо меньше заметен на фоне земли, если он покрашен красками зеленого и коричневого цветов, наиболее часто встречающихся на земной поверхности.
Одновременно начали разрабатывать специальные маскирующие схемы окраски. Основывались при этом, как часто бывает, на примерах живой природы. Защитная окраска животных и растений стала неисчерпаемым источником образцов камуфляжа. Большое влияние на появление пятнистого камуфляжа оказал камуфляж в форме многоугольников разных цветов, нанесенный на полотняную обшивку немецких самолетов времен I мировой войны - так называемый камуфляж Lozenge. Из многочисленных схем чаще всего применялись те, которые состояли из хаотических пятен, точек, змеек и геометрических узоров.
После I мировой войны большинство европейских государств прекратили использование маскирующих окрасок на военных самолетах, однако в случае возникновения военного конфликта по заранее разработанным инструкциям можно было быстро закамуфлировать самолеты первой линии. В тридцатые годы угроза возникновения войны стала гораздо реальней. Это способствовало быстрому развитию вооруженных сил во многих странах, в особенности авиации, и вследствие этого - способов маскировки самолетов. Повсеместно получили признание взгляды, что самолет - чтобы быть необнаруженным врагом как в ходе выполнения боевых задач, так и во время стоянок на аэродромах - должен быть сверху окрашен матовыми красками цветов зеленого, коричневого, серого, а снизу красками цветов неба, чаще всего голубыми, серыми и черными.
Обязательным элементом окраски военных самолетов были опознавательные знаки в национальных цветах и тактические кодовые обозначения, нанесенные обычно на хорошо видимых поверхностях крыльев, фюзеляжа и вертикального оперения. Покидающие сборочные линии немецкие военные самолеты были защищены от влияния атмосферы лакировкой или гальваническими покрытиями. Вначале поверхности грунтовались, а затем наносился лак соответствующего цвета. Чаще применялись матовые краски для предупреждения появления солнечных отблесков, которые демаскировали самолет и в воздухе, и на земле. Лак наносился распылением согласно схеме - в строго перечисленных местах и цветах. Каждая схема заводской окраски подробно перечисляла количество и вид краски, ее оттенок и место нанесения. Самой характерной чертой большинства схем окраски, применявшихся в Люфтваффе, было нанесение отдельных красок в форме остроугольных пятен. Схем было множество, и оттенки красок и формы пятен камуфляжа неоднократно менялись в течение десяти лет существования Люфтваффе. Все изменения и новые требования к схемам камуфляжа и опознавательным знакам военных самолетов устанавливались Министерством авиации (Reichsluftfahrt Ministerium - RLM).
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ
Как в военное, так и в мирное время знаки государственной принадлежности являются основным элементом идентификации военных самолетов. В период Веймарской республики (1919-1934) военная авиация развивалась в тайне и ни о каких опознавательных знаках не могло быть и речи. Когда Гитлер пришел к власти, немцы стали в открытую нарушать постановления Версальского договора, наращивая свои военные усилия. В марте 1935 было официально объявлено о существовании Люфтваффе. Немецкие самолеты в то время носили гражданские обозначения на корпусах и крыльях. Светлая краска (серебристая или серо-зеленая), покрывающая всю поверхность машин, служила хорошим фоном для черных букв и цифр. Отчетливо видимые издалека знаки казались новым властям недостаточным обозначением, и 6 июля 1935 г. было постановлено дополнить их свастикой - на левой стороне вертикального оперения наносились красная полоса с черной свастикой (Hakenkreuz), вписанной в белый круг. На правой стороне наносился рисунок национального флага - черно-бело-красные полосы.
Пропорции этих обозначений были следующие: белый круг, в котором находилась свастика, расположен был посредине красной полосы, нанесенной между передней и задней кромками вертикального киля. Диаметр белого круга составлял 6/8 ширины полосы, габарит свастики, находящейся в центре белого круга, - 5/10 этой ширины, толщина линий свастики - 1/10. Трехцветный флаг на правой стороне (одинаковых размеров с полосой слева) состоял из трех горизонтальных линий одинаковой ширины - черной, белой и красной.
Чтобы связать эту систему с обозначениями немецких самолетов времен I мировой войны, введен в сентябре 1935 г. дополнительный опознавательный знак: черно-белый балочный крест (равносторонний), так называемый Balkenkreuz. Его пропорции были следующие: ширина перекладин равнялась 1/4 их размаха, а белая обводка вокруг них имела ширину, равную 1/20 размаха.
Кресты этого типа рисовали -согласно традиции - по обе стороны фюзеляжа и на верхних и нижних поверхностях крыльев. Осенью 1936 г. белая обводка вокруг креста была дополнена еще и черной обводкой, шириной равной 1/30 размаха перекладин. Она должна была отчетливо выделять белую обводку от фона, на котором они находились (в то время большинство самолетов окрашивались в серебристый или светло-серо-зеленый цвет). Вместе с введением креста как основного опознавательного знака немецких Люфтваффе постепенно исчезали полосы, наносимые на правую сторону киля. Заменялись они такими же знаками, как и на левой стороне, то есть красной полосой с черной свастикой, вписанной в белый круг. В сентябре 1938 г. постановлено отменить нанесение хорошо видимых издалека красной полосы и белого круга, служащего фоном для свастики; оставлена только сама свастика с белой тонкой обводкой, ширина которой равнялась 1/16 размаха свастики. Вскоре белая обводка вокруг свастики была дополнена черной обводкой, еще более тонкой, с шириной равной 1 / 24 размаха. Несмотря на это постановление еще и в 1939 г. многие самолеты несли на вертикальном оперении красные полосы, которые со временем перекрашивались на один из цветов камуфляжа - главным образом RLM 61 (одновременно на самолеты наносили новый тип камуфляжа из цветов: светло-серого RLM 63, зеленого RLM 62, темно-коричневого RLM 61, черно-зеленого RLM 70, темно-зеленого RLM 71) - в основном после начала войны с Польшей в сентябре 1939 г.
В период учений и маневров применялись специальные обозначения в целях отличения «вражеских» самолетов. Знаки государственной принадлежности закрашивались красными кругами. Применялась краска темпера 7120, которая позднее могла быть стерта с поверхности самолета при помощи резинового скребка. Известны фотографии самолетов Do 17 Е-1 из 7./KG 255 в такой раскраске.
На рубеже 1939/40 гг. проведена еще одна модификация государственных опознавательных знаков -белая обводка вокруг креста, которая до этого была узкой (1/20 размаха перекладин), расширена до 1/8 размаха, зато ширина черной обводки заужена до 1/32 размаха. Крест этого типа наносился на фюзеляже и на нижних поверхностях крыльев, а на верхних оставался крест старого типа с узкими белыми обводками, которые был менее заметны и давали большие возможности маскировки самолетов на фоне земли. Иногда бывало наоборот - старались при помощи знаков на верхних поверхностях крыльев акцентировать наличие самолета. Одновременно (на рубеже 1939/40 гг.) - помимо малых крестов образца 1936 г. - на некоторых самолетах рядом с ними рисовались большие кресты почти во всю ширину крыла. В KG 26 на Не-111 наносились большие кресты старых образцов, в KG 53 и KG 27 (также вооруженных Не-111) применялись кресты новых образцов, при закрашенных старых опознавательных знаках. Относилось это исключительно к верхним поверхностям крыльев. На плоскостях Do 18 встречались кресты старого типа, дополненные большими крестами нового образца, но состоящих только из белых элементов - там, где должен был быть черный внутренний крест, находился только камуфляж. Наскоро нарисованные таким способом знаки положили начало упрощениям, ставшими в позднейший период стандартными. Неоднократно в 1939/40 гг. встречались самолеты с крестами нового типа, нанесенными в стандартном размере на верхних поверхностях крыльев (например, Не 100, Do 215, Hs 126). Однако нормой было, что кресты на верхних плоскостях оставались образца 1936 г., и только снизу крыльев и на фюзеляже применялся новый тип креста с расширенной белой обводкой.
КАМУФЛЯЖ
Истребители
В 1933-35 гг. не существовали официальные инструкции относительно камуфляжа военных самолетов. В 1935 г. - после официального возникновения Люфтваффе, когда началось быстрое развитие - возникла необходимость однообразия способов окраски и опознания самолетов, находившихся на вооружении авиационных частей. Постановили, что основным цветом, покрывающим поверхность самолета, будет светло-зелено-серый RLM 63 Grungrau или RLM 02 Grau. Скорее всего обе краски имели одинаковый оттенок, разница в обозначениях возникала из-за разногласий между заводской номенклатурой производителей и системой RLM, введенной в 1937-38 гг. Светло-зелено-серый (RLM 63) цвет был весьма схож с краской, применявшейся для окраски гражданских самолетов до 1935 г. Такой тип окраски истребителей продержался в Люфтваффе до 1938 г. Он показал свои очень хорошие защитные свойства в период боев «Легиона Кондор» в Испании (1936-39). Со временем палитра камуфляжных красок обогатилась - некоторые «мес-сершмитты» Bf-109 несли на верхних поверхностях цвет RLM 63, а на нижних - RLM 65 Hellblau (светло-голубой). Разграничительные линии между отдельными цветами были ломаными, что являлось характерным способом для схем, используемых в Люфтваффе. В той же самой части (J 88) на истребителях более раннего типа - Не 51 - применялся камуфляж из трех оттенков RLM 61/62/63 на верхних поверхностях и RLM 65 на нижних, причем камуфляжные пятна разделялись плавными линиями, а не ломаными, как в случае других самолетов этой части. Heinkel He 51 С знаменитого впоследствии летчика-истребителя Адольфа Галланда раскрашен был зеленым и серым цветами. Летом 1937 г. начали появляться «мессершмитты» Bf-109, окрашенные согласно новой схеме, разработанной в RLM - верхние поверхности самолета несли камуфляж из двух оттенков зеленого цвета, RLM 70 Schwarzgrun (черно-зеленый) и RLM 71 Dunkelgrun (темно-зеленый), разделенные ломаными линиями. Нижние поверхности окрашивались светло-голубым цветом RLM 65 Hellblau. На таким образом камуфлированном «мессерш-митте» в сентябре 1937 г. над Испанией летал унтер-офицер Эрнст Терри (Bf 109 В-2, 1./J 88, 638). Схема раскраски этого типа была очень характерна для Люфтваффе в первые месяцы II мировой войны и стала почти символом для гитлеровской авиации, хотя в действительности период ее применения был довольно коротким. Официально только с осени 1938 г. отменено применение однородного зелено-серого камуфляжа (RLM 63), так что практически лишь в 1939 г. большинство истребителей стали носить новый тип окраски RLM 70/71/65. Здесь надо отметить появление определенного числа Bf 109 D (например, в ZG 2), окрашенных сверху только темно-зеленой краской RLM71.
Уже в конце 1939 г. сначали вносить изменения в заводскую окраску истребителей - в период «Странной войны» (Sittzkrieg) на «мессершмит-тах» Bf-109 (между прочим, в JG 1) бока фюзеляжа и вертикальный киль закрашивались светлым цветом RLM 02 или RLM 65. Это вызывалось необходимостью большего применения наступательного типа камуфляжа, то есть такого, который делает самолет менее видимым в воздухе во время боя; и наоборот, его способность камуфлировать машины на земле была не так важна, так как из-за превосходства собственной авиации в воздухе атаки на полевые аэродромы не представляли серьезной угрозы. Например, в II./JG 77 зимой 1939-40 гг. на части истребителей Bf-109 E бока фюзеляжа и вертикальный киль закрашивались светло-голубой краской RLM 65, оставляя верх фюзеляжа в зеленом камуфляже RLM 70/71. Проще говоря, подняли вверх границу между камуфляжем верхних и нижних поверхностей самолета. В начале 1940 г. этот тип окраски стал повсеместным, причем черно-зеленый цвет RLM 70 был заменен на серо-зеленый RLM 02. Начиная с французской кампании весной 1940 г. почти во всех истребительных частях доминировал камуфляж, состоявший из цветов RLM 71/02 на верхних поверхностях плоскостей, горизонтального оперения и фюзеляжа и цвета RLM 65 на нижних и боковых поверхностях. Часть «мессер-шмиттов» воевала в таком камуфляже еще осенью 1940 г., но в течении летних месяцев этого года на большинстве из них начали различными способами частично закрашивать бока корпуса и вертикального оперения. Чаще всего это были мелкие нерегулярные пятна, нанесенные напылением в цвете RLM 02 или RLM 71, но встречались также полоски (например, в JG 54) или мелкие крапинки, нанесенные кистью (например, в JG 2). Эти дополнения вызывались необходимостью лучшей маскировки самолетов на полевых аэродромах, расположенных вблизи пролива Ла-Манш и потому часто подвергавшимся ударам союзной авиации. Идеалом камуфляжа было бы такое сочетание оттенков маскирующих красок, при котором самолет был бы как можно меньше заметен как в воздухе, так и на фоне земли. Проводились пробы с серыми цветами как на заводах, так и в полевых условиях, и их результатом стала целая гамма вариантов серо-зеленого камуфляжа, которые доминировали на самолетах Люфтваффе, принимавших участие в Битве за Англию. Осенью 1940 г. Bf 109 Е-4В из II.(Schlacht)/LG 2 получили новый заводской образец камуфляжа, состоящий из новых оттенков красок RLM 74 Dunkelgrau (темно-серо-зеленый), RLM 75 Grauviolet (серо-фиолетовый) и RLM 76 Hellgrau (серо-голубой). Расположение камуфляжных пятен было сходным с предыдущим - верхние поверхности крыльев, горизонтального оперения и фюзеляжа покрывались пятнами в цветах RLM 74 и RLM 75; низ и бока фюзеляжа, вертикальное оперение и нижние поверхности крыльев - RLM 76, причем раскраска боков фюзеляжа и оперения дополнялись нерегулярными пятнами в цветах RLM 70 и RLM 02. Такую схему камуфляжа скорее всего носил и самолет знаменитого аса Адольфа Галланда (Bf 109 Е-4) в период Битвы за Англию осенью 1940 г.
Бомбардировщики, разведывательные и транспортные самолеты
В первые годы существования гитлеровской авиации военные самолеты, находившиеся на вооружении бомбардировочных, разведывательных и транспортных частей, окрашивались чаще всего полностью в серебристый цвет RLM 01 или светло-серо-зеленый RLM 63. На многомоторных самолетах капоты двигателей и фрагменты фюзеляжа и крыльев окрашивались черной полуматовой краской. Это были места, загрязненные маслом или выхлопными газами. На светлых поверхностях это было бы очень заметно, а на черном фоне выделялось гораздо меньше.
Самолеты Ju 52/3m из KG 152 «Hindenburg» в 1936 г. окрашивались по этой схеме: основным цветом был RLM 63, а дополняющим - черный, в который были окрашены капоты и гондолы двигателей, носы фюзеляжей от двигателя до кабины пилотов, обтекатели ОСНОВНОГО шасси и фрагменты крыльев в местах крепления моторов от передней до задней кромок. Дополнительно на черных обтекателях колес для украшения наносились белые шевроны. В тот период кроме основных опознавательных знаков в виде Balkenkreuz на фюзеляже и крыльях и красной полосы со свастикой на белом фоне, размещенной на киле, черной краской наносился вой-сковый код, состоящий из пяти знаков. Он означал принадлежность к части и позицию в ней данного самолета.
Когда в июле 1936 г. вспыхнула гражданская война в Испании, немцы послали на помощь генералу Франко «Легион Кондор», в состав которого входили машины, окрашенные по привычным тогда схемам, то есть RLM 63 на всех поверхностях. Боевые действия создали ситуацию, в которой возникла необходимость в новом защитном камуфляже для бомбардировщиков. Аэродромы, расположенные в непосредственной близости к фронту, требовали улучшения камуфлирования самолетов на фоне земли. В конце 1936 г. появился новый образец камуфляжа - верхние поверхности самолета покрывались остроугольными маскирующими пятнами трех цветов - темно-коричневым (RLM 61 Dunkelbraun), зеленым (RLM 62 Grim) и светло-серо-зеленым (RLM 63 Grungrau). Нижние поверхности однообразно окрашивались в светло-голубой цвет (RLM 65 Hellblau). Характерным для этого типа камуфляжа были свободное размещение цветов на верхних поверхностях, так как инструкция указывала только на четко выраженные остроугольные пятна, обозначенный ломаными разграничительными линиями между отдельными цветами. Заполнение этих полей шло в следующей последовательности: пятно цвета RLM 63 соседствовало с пятном RLM 62, которое в свою очередь с пятном краски RLM 61 и далее с цветом RLM 63. Такой узор повторялся при окраске всего самолета. Применялся также другой вариант этого камуфляжа, который был зеркальным отражением первого - это давало больше возможностей при окрашивании самолетов маскирующим рисунком типа RLM 61/62/63.
Бомбардировщики, действовавшие ночью, иногда снизу окрашивались в черный цвет вместо светло-голубого RLM 65. Коки винтов в основном несли один из цветов камуфляжа, позднее появился обычай окраски их целиком или частично в цвета эскадры. Гидросамолеты и летающие лодки получали в 1936-39 гг. окраску, заключающуюся в покрытии всех поверхностей самолета светло-серо-зеленым цветом RLM 02. Иногда поплавки гидросамолетов и корпуса летающих лодок окрашивались до ватерлинии серебристым цветом RLM 01, днища же поплавков красились черной полуматовой антикоррозионной краской.
Два года в Люфтваффе преимущественно использовался камуфляж RLM 61/62/63, но с сентября 1938 г. самолеты, сходящие со сборочных линий, несли новый образец рисунка, который состоял - подобно предыдущему - из остроугольных пятен, но теперь только двух оттенков зеленого цвета (RLM 70 Schwarzgrun и RLM 71 Dunkelgrun) на верхних поверхностях и светло-голубого (RLM 65 Hellblau) на нижних. Сочетание черно-зеленого/темно-зеленого цветов RLM 70/71 представлялось специалистам из Reichsluftfahrt Ministerium хорошо отвечающим условиям центрально-европейского театра военных действий.
Когда в сентябре 1939 г.разразилась II мировая война, большинство бомбардировочных, разведывательных и транспортных самолетов Люфтваффе было окрашено по новой схеме, только в частях второй линии и вспомогательных встречались случаи старой окраски. Самолеты, произведенные до 1939 г., в общем носили старый камуфляж. Постепенно с исключением из строя таких машин исчезала предвоенная схема окраски RLM 61/62/63, заменяемая новым типом RLM 70/71/65.
Кодовая система обозначений немецких самолетов в зависимости от класса самолета
Класс Код Экипаж, пассажиры, масса Примечания
Сухопутные самолеты
Al D-Y... 1 чел., общая масса до 500 кг
А2 D-E... 1-3 чел., масса до 1000 кг
Bl D-I... 1-4 чел., масса 1000-2500 кг сначала обозначался D-J
В2 D-O.. . 1-8 чел., масса 2500-5000 кг
С D-U.. . одномоторный, масса свыше 5000 кг
D-А... многомоторный, масса св. 5000 кг
Морские самолеты
Al D-Y... 1 чел., общая масса до 600 кг
А2 D-E... 1-3 чел., масса до 2200 кг
В D-I... 1-4 чел., масса до 5000кг
С D-А... многомоторный, масса св. 5000 кг
Однако еще в 1942 г. на Восточном фронте в частях ночных штурмовиков (Nachtschlahtgruppen), имевших на вооружении машины старых типов (например, Hs 123), встречались самолеты, несущие четырехцветный камуфляж RLM 61/62/63/65 образца 1936 г.
Коки винтов стандартно окрашивались цветом RLM 70. В частях перекрашивали их в цвет эскадрильи (желтый, белый, красный, зеленый, голубой), которым покрывался или весь кок, или его носок, или полоса вокруг него. Лопасти винтов красились в черно-зеленый цвет RLM 70. На самолетах, находившихся на вооружении частей морской и береговой авиации, с поздней осени 1939 г. применялась схема окраски, состоящая в покрытии верхних поверхностей пятнами в цветах черно-зеленом RLM 72 Gran и темно-зеленом RLM 73 Gnm, а нижних (в том числе днищ поплавков гидросамолетов и корпусов летающих лодок) - светло-голубым цветом (RLM 65 Hellblau).
Учебные и связные самолеты
Для начального курса обучения пилотов в Люфтваффе применялись планеры, обычно окрашиваемые в кремовый цвет (RLM 05); но применялись и другие краски: бледно-кремовые (FAS 1), светло-голубые (FAS 2), коричневые (FAS 3), светло-зеленые (FAS 4), желтые (FAS 5) и серые (FAS 6). На планерах NSFK (Nationalsozialistisches Fliegerkorps) наносился черный регистрационный номер, например, D-13650 (на Grunau Baby II). С 1 января 1939 г. букву «D» в номере заменили на буквы «WL», но только на части планеров, так что многие из них, несмотря на приказ, и далее летали со старыми регистрационными знаками. На их вертикальном оперении и впредь виднелась красная полоса со свастикой в белом круге, хотя в боевых частях она давно вышла из употребления.
Учебные самолеты Люфтваффе до 1939 г. обычно окрашивались полностью серебристой краской RLM 01.
Постепенно серебристый цвет заменялся лучше камуфлирующим оттенком, светло-серо-зеленым RLM 02. Эти самолеты получали также стандартные опознавательные знаки в виде крестов и свастик и дополнительно регистрационный номер на фюзеляже и крыльях. До 1 января 1939 г. он начинался с буквы «D» (как и у планеров), позднее вытесненной буквами «WL».
В 1939 г. на учебных самолетах постепенно вводился новый тип камуфляжа, обязательный во всей авиации -сверху машины окрашивались цветами черно-зеленым и темно-зеленым (RLM 70 Schwarzgrun и RLM 71 Dunkelgrun), a снизу светло-голубым (RLM 65 Hellblau). Со временем самолеты получили дополнительные обозначения, облегчающие идентификацию учебной машины, в виде, например, белых или желтых (школы слепого пилотажа) полос, нанесенных на фюзеляж. Камуфляж самолетов управления и связи (например, Bf 108, Junkers W 34, Fi 156 «Storch», Fw 58) в принципе был таким же, как и у тренировочных машин - в 1935-38 гг. все плоскости окрашивались кремовой краской (RLM 05), позднее ее заменили на светло-серо-зеленую (RLM 63 или RLM 02), а с 1938 г. внедрена обычная схема: черно-зеленый и темно-зеленый (RLM 70 и RLM 71) на верхних поверхностях, светло-голубой (RLM 05) на нижних. Кроме стандартных опознавательным знаков Люфтваффе (Balkenkreuz и Hakenkreuz), на фюзеляже и крыльях размещались также коды, показывающие принадлежность к конкретной авиачасти.
ВНУТРЕННИЕ ПОВЕРХНОСТИ
Перед войной и в начальной ее фазе колористика внутренних поверхностей авиатехники была различной -в зависимости от того, каких агрегатов это касалось и из каких материалов они были изготовлены. Директива L.Div 521 от декабря 1941 г. подробно определяла, что внутренности кабины и других отсеков фюзеляжа, покрытых остеклением, должны быть окрашены черно-серой краской (RLM 66) - принципиально определяемой как противо-отблесковое средство. Остальные внутренние поверхности должны были в общем окрашиваться зелено-серой краской (RLM 02). В кабине большинство элементов оборудования окрашивалось разными оттенками серого цвета, например, приборная доска покрывалась серой краской (RLM 41). Рычажки, верньеры, кнопки различного назначения окрашивались яркими красками - для лучшей заметности. В этих целях применялись, например, краски красная (RLM 23) и желтая (RLM 04). Внутренние поверхности конструкций крыльев и оперения в ходе постройки подвергались процессу гальванизации, что обеспечивало высококачественное антикоррозийное покрытие и металлический золотистый оттенок, подобный тому, что наблюдается внутри консервных банок. Элементы конструкции, выполненные из дерева, покрывались консервирующей краской бледно-желто-зеленого оттенка (RLM 99).
До 1937 г. внутренняя сторона капота двигателя имела цвет гальванического покрытия, затем ее стали окрашивать зелено-серой краской (RLM 02). Противопожарная перегородка между двигателем и кабиной со стороны первого как правило не окрашивалась, а со стороны кабины покрывалась той же зелено-серой краской (RLM 02).
Внутренние баки окрашивались следующим образом: топливные - желтые, масляные - коричневые, охлаждающей жидкости - зеленые; топливопроводы красились в светло-голубой цвет, а противожарная система - в красный. Серийные номера двигателей наносились белым или желтым цветом на блоках цилиндров.
ОБОЗНАЧЕНИЯ
Истребители
Обозначения военных самолетов служили дополнением государственных опознавательных знаков и помогали в быстрой идентификации машин, а также информировали о принадлежности к конкретной боевой части. Гражданским признаком принадлежности к Германии была буква D -Deutschland. Первоначально применялся буквенно-цифровой код в диапазоне D - 1267. Примером может быть самолет Arado SSD-D-817 или пассажирский Koolhoven FK 33-D-1250.
С 1933 г. начал применяться четырехбуквенный код, например, D-ASFF. Параллельно применялась старая система (примерно до середины 1936 г.). Новая система обозначений позволяла с помощью кода определять категорию самолета, то есть взлетную массу, количество пассажиров и отдельно количество двигателей. Этот код представлен в таблице.
Остальные три регистрационные буквы заключались в диапазоне AAA-ZZZ. И так могли быть следующие регистрационные коды: DYAAA-DYZZZ, DEAAA-DEZZZ, DIAAA-DIZZZ, DOAAA-DOZZZ, DUAAA-DUZZZ, DAAAA-DZZZZ.
Группа обозначений DIAAA-DIZZZ была зарезервирована для прототипов военных самолетов.
Первый истребитель Reklame fliegerabteilung Arado Ar 65 нес таким образом обозначение D-IAAA (первая машина в серии). Из числа летающих лодок Do 15 имели обозначение категории С, например, D-ABAS; Не 111 С-02 «Leipzig» - также обозначение самолета категории С: D-AQYF. Учебные самолеты несли чаще всего обозначение категории А2 - например, Klemm Kl 25d: D-EPAK.
Интересными являются обозначения строившихся для учебных целей (на заводе Huffer в Мюнхене) истребителей Fokker D VII, которые несли коды, зарезервированные для военных самолетов, например, D-IHOT. Знаменитая во времена I мировой войны «Летающая бритва» и в дальнейшем признавалась (в 1938 году!) грозной боевой машиной.
Регистрационный код всегда наносился черной блестящей краской на крылья и фюзеляж самолета.
Справа на задней части фюзеляжа наносились технические данные машины. В их состав входили: информация о владельце самолета, адрес владельца, собственная масса самолета, грузоподъемность, максимальная стартовая масса,
Группа Ju 52/3mge из I./KG 152 «Hindenburg». Самолеты в светлосерой окраске RLM 63 с отчетливо видимыми обозначениями. Balkenkreuz с белыми обводками, типовыми для 1936 г.
максимальное число членов экипажа, категория самолета и дата последнего технического осмотра. Буквы записи имели высоту 25 мм, а ширину 4 мм, рисовались с помощью шаблона, чаще всего черным или красным цветом. Пример содержания такой информации, помещенной на самолете Не 46:
FLUGZEUHALTER: TECHNISCHE SCHULE (владелец)
BERLIN ADLERSHOF (адрес)
GRUPPE: LB1 Н4 (категория)
LEERGEWICHT: 1725 KG собственная масса)
GESAMTLAST: 545 KG грузоподъемность)
HOCHSTZUL: 2270 КО (максимальная стартовая масса)
PERSONENZAHL: 2 (экипаж)
LEITZEPRAFG: 18.11.37 (дата последнего осмотра)
В конце 1935 г. гражданские обозначения заменены пятизначным войсковым кодом (например, 21+Е23), в котором первая цифра обозначала принадлежность к воздушному округу (Luftkreis), а вторая - эскадру (Geschwader) в данном округе. В тот период имелось шесть воздушных округов: I в Кенигсберге, II в Берлине, III в Дрездене, IV в Мюнстере, V в Мюнхене, VI в Киле. На третьем месте находилась буква, служащая индивидуальным обозначением самолета в эскадрилье; на четвертом - цифра, обозначающая группу (Gruppe); на пятом -цифра, обозначающая эскадрилью (Staffel). Этот код наносился по обе стороны фюзеляжа (два первых знака перед крестом, а следующие три за ним) и на крыльях между крестами так, чтобы единственная буква кода находилась на оси симметрии корпуса. Некоторые истребительные эскадры (Jagdgesch-wader) получили в то время почетные наименования. К ним принадлежала JG 132, получившая наименование «Richthofen» в память самого знаменитого пилота-истребителя времен I мировой войны - «Красного барона» Ман-фреда фон Рихтгофена. Одновременно с этим присвоением на машинах JG 132 начали закрашивать красным цветом носы самолетов (позднее также верх фюзеляжа и полосы на корпусе).
То же произошло с JG 134, получившим наименование по имени и фамилии члена штурмовых отрядов СА, погибшего в стычке с коммунистами - «Horst Wessel». В этой эскадре носы самолетов окрашивались темно-коричневым цветом - как рубахи штурмовиков.
В других соединениях переняли этот обычай, и таким способом появилось дополнительное обозначение эскадр:
JG 131 (Jesau) - черный
JG 132 (Doberitz) - красный
JG 134 (Dortmund) - темно-коричневый
JG 232 (Bernburg) - зеленый
JG 233 (Bad Aibling) - светло-голубой
JG 234 (Kolonia) - оранжевый
Несмотря на приказ о введении этой системы обозначений, новый способ утверждался в эскадрах медленно. Даже в середине 1936 г. самолеты Аг 65 F из JG 134 не имели предписанных коричневых полос на капотах двигателей. Иногда самолеты несли обе системы обозначений. Не 51 из 1./JG 132 кроме кода (например, 21+D11) имели капот двигателя красного цвета. В II./JG 132 самолеты Не 51 носили названия, нанесенные белой краской на красных капотах - например, «Panther», «Jaguar», «Leopard», «Tiger» и т.п.
В 1936 г. каждая истребительная эскадра (Jagdgeschwader) насчитывала по штату 117 машин, распределенные по трем группам по 36 самолетов. Каждая группа состояла из трех эскадрилий по 12 истребителей. Считая эскадрилью базовой структурной единицей, постановили упростить систему обозначений, введя 2 июля 1936 г. инструкцией LA Nr. 1290/36 (обязательной с 1 сентября) новую систему. Она заключалась в присвоении отдельным самолетам в эскадрильях номеров от 1 до 12. Они рисовались белым цветом (с черной обводкой), а размещались на передней части фюзеляжа и на верхней и нижней поверхностях центроплана. Все цифры были одинаковой величины. Принадлежность к эскадрилье обозначали: или отсутствие символов (эскадрильи 1,4,7), или белая полоса вокруг передней и задней частей фюзеляжа (эскадрильи 2,5,8), или белые круги на передней и задней частях, сверху и снизу фюзеляжа (эскадрильи 3,6,9). Так как истребители в то время носили светло-серый камуфляж, и белые элементы на нем были малозаметны, в качестве фона использовали широкие полосы цвета соответствующей эскадры. Самолеты командиров эскадрилий не имели специальных обозначений, однако было принято, как правило, что они несли номер «1». Группа, к которой принадлежал самолет, определялась по символу (белому с черной обводкой) слева от цифры на фюзеляже, а именно: I группа не имела вообще символа; II группа - горизонтальная полоска; III группа - волнистая линия. Командиры групп летали на самолетах без номеров, а на их месте находились шевроны (также белые с черной тонкой обводкой). Эскадры идентифицировались по цвету, которым были окрашены нос и верх фюзеляжа и полосы на нем. Самолеты командиров эскадр обозначались только шевронами и длинными полосками с красной обводкой. Последнее принципиальное изменение в обозначениях истребителей Люфтваффе произошло в 1938 г. Каждой эскадрилье был присвоен цвет, которым рисовались номера и символы групп на фюзеляже. Эскадрильи 1,4,7,10 - знаки белого цвета с черной обводкой; эскадрильи 2,5,8,11 - красного цвета (очень редко черного) с белой обводкой; эскадрильи 3,6,9,12 - желтого цвета (очень редко коричневого) с черной обводкой (редко - белой). Номер наносился чаще всего сбоку от фюзеляжного креста всегда со стороны носа, а символ группы в цвете эскадрильи находился с противоположной стороны креста, со стороны киля. I группа не имела вообще символа; II группа - горизонтальная полоска; III группа - сначала волнистая линия, ас 1941 - вертикальная полоска; IV группа - черный круг с белой обводкой или небольшой крест.
Принадлежность к эскадре определялась эмблемой, нанесенной на боку фюзеляжа чаще всего вблизи кабины или на капоте двигателя. Эмблемы представляли собой цветные рисунки обычно геральдического характера - стилизованные изображения зверей, растений, холодного оружия или предметов, традиционно связанных с истребительной авиацией. Функциональные обозначения - командиров, адъютантов, технических и штабных офицеров - наносились белым цветом или черным с белой обводкой в форме шевронов и полосок на фюзеляжах, часто занимая там значительное место. Одномоторные самолеты, находящиеся на вооруже-нии частей ночных истребителей (Nachtjagdgeschwader), получили дополнительное обозначение на фюзеляже в виде буквы N (Nacht - ночной) черного цвета или красного с белой обводкой.
Штаб эскадры (geschwader)
Штаб I группы Штаб II группы Штаб III группы
1 эскадрилья 4 эскадрилья 7 эскадрилья
2 эскадрилья 5 эскадрилья 8 эскадрилья
3 эскадрилья 6 эскадрилья 9 эскадрилья
1 группа II группа III группа IV группа
Цвета эскадрильи (staffel) эскадрильи эскадрильи эскадрильи эскадрильи
белый с черной обводкой 1 4 7 10
красный (или черный) с
белой обводкой 2 5 8 11
желтый с черной (или белой)
обводкой 3 6 9 12
Цвета идентификационных букв отдельных бомбардировочных и истребительных эскадрилий
Цвета эскадрильи Группы
(staffel) I II III IV V
белый lstaf.-Н 4-М 7-R 10 -U 13 -X
красный 2 staf- К 5-N 8-S 11-V 14 - Y
желтый 3staf.-L 6-Р 9-Т 12 -W 15 -Z
Цвета идентификационных букв отдельных штабных эскадрилий бомбардировочных и истребительных частей
голубой А - штаб эскадры (geschwader)
зеленый В - штаб I группы
зеленый С - штаб II группы
зеленый D - штаб III группы
зеленый Е - штаб IV группы
зеленый F - штаб V группы
Интересной и не встречавшейся в других армиях формой обозначения самолетов была специфическая окраска коков винтов. В начальном периоде II мировой войны на заводах их окрашивали в черно-зеленый цвет RLM 70, а в частях перекрашивали их носки или полностью коки в цвет эскадрильи. Иногда наносились полоски, как в случае коков «мессершмиттов» Bf-109 из 3./JG 21 во время боев над Польшей в 1939 г. В 1940 г. на четверть конуса черно-зеленого кока наносилась краска цвета эскадрильи (большинство самолетов во время Битвы за Англию имела такие коки). Когда винт и кок вращались, можно было наблюдать характерный оптический эффект, который якобы мог помешать прицеливанию бортстрелков союзных бомбардировщиков.
Также во время Битвы за Англию - осенью 1940 г. - в широких масштабах вводились дополнительные идентификационные обозначения в виде окрашенных желтым или белым цветом капота двигателя, киля и окон-цовок крыльев. Типовым примером этого периода может служить «мессерш-митт» Bf-109 E-4 знаменитого пилота майора Гельмута Вика - кок вместе со всем капотом двигателя и нижней частью руля направления был окрашен желтой краской RLM 04. Аналогично и самолеты JG 54, JG 26, JG 51 имели желтые носы и рули направления, белым цветом отличались «мессершмит-ты» из JG 3.
Двухмоторные истребители
Когда разразилась II мировая война, на всех двухмоторных истребителях Люфтваффе ввели четырехзначный войсковый код, идентифицирующий данный самолет в эскадрилье, группе и эскадре. В 1940 г. во французской кампании сражались между прочими «мессершмитты» Bf-110 С, несущие на фюзеляже код «ЗМ». Это означало принадлежность к ZG 2 (Zerstorergeschwader 2). Рисовался он черным цветом на обеих сторонах фюзеляжа слева от креста. Справа от креста наносилась индивидуальная буква самолета, например «Е», выполненная в цвете эскадрильи. Если это был темный цвет, например, красный на фоне темно-зеленого камуфляжа, красная буква получала белую обводку для отделения ее от фона.
Белые буквы несли самолеты в эскадрильях 1,4,7,10 и 13; красные -2,5,8,11 и 14; желтые - 3,6,9,12 и 15; зеленые - в штабных звеньях групп (Grappen Stab Kette); светло-голубые -в штабных звеньях эскадр (Geschwader Stab Kette).
Рядом с индивидуальной буквой черным цветом наносилась буква, обозначающая одновременно эскадрилью и группу, например «К». Буквой «К» отмечались машины, принадлежащие к 2 эскадрилье ZG 2, а 2 эскадрилья принадлежала к I группе этой эскадры. Так что третья буква выполняла двойную роль - идентифицировала эскадрилью и группу, к которой относился самолет. Буква в цвете эскадрильи дублировала эту информацию и дополнительно определяла индивидуальное место в эскадрилье и группе благодаря тому, что каждый самолет обозначался другой буквой алфавита, а ее цвет определял принадлежность к эскадрилье.
По штату каждая эскадра насчитывала от 9 до 15 эскадрилий. Каждой из них была выделена одна буква алфавита: 1 эскадрилья - Н, 2 эскадрилья - К, 3 эскадрилья - L, 4 эскадрилья - М, 5 эскадрилья - N, 6 эскадрилья - Р, 7 эскадрилья - R, 8 эскадрилья - S, 9 эскадрилья - Т, 10 эскадрилья - U, 11 эскадрилья - V, 12 эскадрилья - W, 13 эскадрилья - X, 14 эскадрилья - Y, 15 эскадрилья - Z. Самолеты штабных звеньев эскадр (Geschwader Stab Kette) несли букву А, а штабных звеньев отдельных групп (Gruppen Stab Kette) соответственно: I группа - В, II группа - С, III группа - D, IV группа - Е, V группа - F. Этот код, помимо размещения на фюзеляже, повторялся на нижней поверхности крыла. На правом крыле черным цветом наносился код эскадры, например «ЗМ», причем «3» слева, а «М» справа от креста. На левом крыле помещались остальные две буквы кода -индивидуальная буква (черного цвета) слева от креста, а буква эскадры справа. Случалось, что упрощали последние обозначения и на левом и правом крыле слева от креста наносили только индивидуальную букву, а с правой стороны обоих крестов размещалась буква эскадры. На некоторых самолетах упрощения шли еще дальше - на нижней поверхности крыльев рисовалась только индивидуальная буква слева или справа от креста. Та же буква повторялась на верхних поверхностях, нанесенная в цвете эскадрильи рядом с обоими крестами.
Дополнительным обозначением были - подобно тому, как в случае одномоторных истребителей - элементы быстрой идентификации. Например, «мессершмитты» Bf-110 из ZG 26 в период Битвы за Англию в 1940 г. имели •осы фюзеляжа и коки винтов окрашенные белой краской. А вот в ZG 76 использовалось весьма оригинальное обозначение в виде акульей пасти, нарисованной на носу Bf-110, принадлежавших к этой эскадре. Стандартными 5ыли варианты окраски коков - обыч-эо они закрашивались полностью или частично краской в цвете эскадрильи. Принадлежность к эскадре оп-геделялась также нанесением эмблем соединений, обычно на фюзеляже »близи кабины или на носу. Среди >мблем преобладали геральдические образцы, фигурки животных и гротескные рисунки.
Бомбардировщики, разведывательные, транспортные и учебные самолеты
Перед официальным извещением о существовании Люфтваффе все военные самолеты несли регистрационные коды, нанесенные черной краской за боках фюзеляжей и на крыльях. До лпреля 1934 г. код состоял из буквы «D» самолет штабного звена группы Gruppen beim Stab и четырех цифр; после этой даты от цифр отказались и после буквы «D» следовали четыре буквы латинского алфавита.
По мере введения опознавательных знаков на вертикальном оперении, на фюзеляже стали часто появляться -помимо гражданской регистрации - тактические номера, рисуемые черным цветом. Осенью 1935 г., вместе с внедрением опознавательных знаков в виде креста, на самолетах Люфтваффе появился пятизначный войсковый код (например, 52+Е26). Первый знак обозначал Воздушный округ (Luftkreis), второй знак определял номер эскадры (Geschwader), третий являлся индивидуальным знаком самолета, четвертый и пятый определяли группу (Gruppe) и эскадрилью (Staffel).
Например, код 32+А25, нанесенный на бомбардировщик Do 23 G, означал:
3 - Luftkreiskommando III, Dresden (Третий Воздушный округ, Дрезден)
2 - Geschwader 2 (вторая эскадра в округе)
А - самолет «А» в эскадрилье 2 - II Gruppe (вторая группа)
5-5 Staffel (пятая эскадрилья)
Определенные отличия существовали только в случаях обозначений морских самолетов. Поскольку не су-ществвовало специальной отдельной эскадры морской авиации, вторая цифра кода была заменена на «О».
Например, на самолете Не 111 из l./KuFlGr 506 код 60+U51 означал: 6 - Luftkreiskommando VI, Kiel (Шестой Воздушный округ, Киль) О - самолет морской авиации U - самолет «U» в эскадрилье 5 - V Gruppe (пятая группа) 1-1 Staffel (первая эскадрилья).
Перед началом II мировой войны (конец 1938 или начало 1939 г.) код уменьшили с пяти знаков до четырех. Наносили его черной краской на боках фюзеляжа и на крыльях. Два первых знака были закодированным номером эскадры и находились всегда слева от фюзеляжного креста и на нижней поверхности правого крыла в следующем порядке: знак-крест-знак. Третью позицию в коде занимала индивидуальная буква самолета, нанесенная в цвете эскадрильи всегда справа от креста на фюзеляже, а в черном цвете - на нижней поверхности левого крыла слева от креста. Иногда индивидуальная буква в цвете эскадрильи повторялась на верхних поверхностях крыльев рядом с крестом. Случалось также, что на нижних поверхностях не наносился весь код, а только две индивидуальные буквы на обоих концах крыльев. Четвертой позицией кода была буква, соответствующая конкретному номеру эскадрильи в эскадре по схеме: 1 эскадрилья - Н, 2 эскадрилья - К, 3 эскадрилья - L, 4 эскадрилья - М, 5 эскадрилья - N, 6 эскадрилья - Р, 7 эскадрилья - R, 8 эскадрилья - S, 9 эскадрилья - Т, 10 эскадрилья - U, 11 эскадрилья - V, 12 эскадрилья - W, 13 эскадрилья - X, 14 эскадрилья - Y, 15 эскадрилья - Z, штабное звено эскадры (Geschwader Stab Kette) - А, штабное звено (Gruppen Stab Kette) I группы - В, штабное звено II группы - С, штабное звено III группы -D, штабное звено IV группы - Е, штабное звено V группы - F.
Дополнительным обозначением, облегчающим идентификацию части, была система окраски коков винтов - чаще всего их окрашивали целиком или частично в цвет эскадрильи, а иногда еще и носок кока окрашивали в цвет группы. Каждой группе в эскадре был присвоен цвет, который служил фоном щитка эмблемы соединения: I группа - белый, II группа - красный, III группа - желтый, IV группа - светло-голубой, V группа - черный. Эмблемы наносились на фюзеляж обычно вблизи кабины. Иногда щитки имели обводку, цвет которой определял принадлежность к эскадрилье: белый - к 1,4,7,10 и 13; красный - к 2,5,8,11 и 14; желтый - к 3,6,9,12 и 15. Эта система окраски эмблем стала действовать повсеместно с началом войны. Но она не применялась обязательно, и были соединения, где самолеты не несли эмблем вообще, или каждая группа в эскадре имела собственную эмблему - тогда на машинах рисовали обе эмблемы: как эскадры, так и группы.
В 1939-40 гг. использовалось много дополнительных обозначений -командиры частей на своих самолетах несли белые узкие полосы вокруг фюзеляжа на половине его длины (чаще всего на Do 17), равно как и белые широкие полоски, нанесенные на вертикальное оперение и на верхние поверхности крыльев. Их количество зависело от от принадлежности к штабному звену данной группы. Одна полоска означала I группу, две - II группу, три -III группу. Это облегчало идентификацию самолетов во время формирования боевого строя при налетах.
Особым вопросом было обозначение учебных самолетов. При введении в 1936 г. система буквенно-цифро-вых кодов распространилась и на них. Обозначения состояли из буквы «S» (Schule - учебный), номера воздушного округа (1-6), буквы, присвоенной данной летной школе, и порядкового номера самолета в этой школе. Например, Bf-109 В из 2 Воздушного округа имели обозначения S2+M57 И S2+M58. Такая система применялась в школах обучения пилотов истребителей и бомбардировщиков, так называемых С-Schule, хотя встречались снимки самолетов начального обучения, например, Arado Ar 66, несущего такие знаки: S2+V12. Примером этих обозначений могут служить:
Dornier Do 15 Militar Wal из школы FFS в Штеттине (июль 1939, камуфляж RLM 02), несущий код S6+B76;
Heinkel He 46, несущий код S2+A35, из школы Sch./FAR (дальней разведки) в Нейштадт-Глеве (июль 1939, камуфляж RLM 61/62/63/65);
Не 46, S7+J37, школа FFS( в Ольденбурге (май 1939, камуфляж RLM 63);
Aero Ab 101, S7+B103, школа Sch./FAR 33 в Ингольштадте.
Незадолго до начала войны введены новые регистрационные обозначения, с кодом WL вместо номера воздушного округа. Примером такого самолета является Hs 123 WL+IPNC из школы Sch./ FAR 41 во Франкфурте-на-Одере.
Регистрационные обозначения учебных и вспомогательных самолетов буквами WL применялись до марта 1940 г. Затем начато использование обозначений так называемого радиокода. Каждая школа получила блок из двух цифр, например, школа в Праге - PF. И таким образом PF+OD - это самолет Gotha Go 145 из пражской школы. Помимо этих обозначений учебные самолеты часто имели дополнительные цифровые коды, нанесенные на фюзеляж или на капот двигатели (многомоторные машины) и на крыльях.
Самолеты Ju 52/3m, применявшиеся для обучения парашютистов, имели обозначения по инструкциям 1935-36 гг., но самолеты окрашивались в камуфляж RLM 61/62/63/65. Примером может быть самолет S5+C28 из школы в Фюрте.
ЛИЧНЫЕ ЭМБЛЕМЫ И СИМВОЛЫ ВОЗДУШНЫХ ПОБЕД
Войсковые звания Люфтваффе
Звания Соответствие в СССР
Flieger рядовой
Unteroffizier-Anwarter
(кандидат в унтер-офицеры) нет аналога
Gefreiter ефрейтор
Obergefreiter младший сержант
(Hauptgefreiter с 1944)
Stabsgefreiter нет аналога
Unteroffizier сержант
Unterfeldwebel старший сержант
Feldwebel . старшина
Oberfeldwebel прапорщик
Stabsfeldwebel старший прапорщик
Leutnant лейтенант
Oberleutnant старший лейтенант
Hauptmann капитан
Major майор
Oberstleutnant подполковник
Oberst полковник
Generalmajor генерал-майор
Generalleutnant генерал-лейтенант
General der Flieger генерал-полковник
Generaloberst генерал армии
Generalfeldmarschall маршал авиации
Reichsmarschall маршал Советского Союза
Одной из авиационных традиций был закоренелый индивидуализм -и иногда он принимал форму непредписанных инструкциями знаков, эмблем, надписей, которые рисовали на своих самолетах пилоты, бортстрелки или механики. Традиции I мировой войны (а если смотреть глубже, традиции рыцарские) имели значительное влияние на появление в 1935-1945 гг. личных знаков и эмблем, особенно у пилотов-истребителей. Среди эмблем доминировали геральдические образцы, аллегорические мотивы и фигуры животных.
Среди личных знаков важное место занимали символы воздушных побед. Впервые они появились на вертикальном оперении истребителей Legion Condor -простые полоски высотой несколько сантиметров, нарисованные белой краской (вертикально, одна рядом с другой). Каждая полоска символизировала победу. Похоже, что идентичным способом отмечали победы во время сентябрьской кампании 1939 г., иногда дополняя его написанием даты (над отметкой тем же цветом).
В следующие годы рисовались полоски также и в других цветах, например, черным или красным, а иногда даже желтым. Над отметками ставились даты воздушных побед, дополняли их маленькими силуэтами самолетов или уменьшенными опознавательными знаками союзных государств (английскими и французскими кокардами).
На килях истребителей отмечались также награды, полученные пилотами. Было это изображение Рыцарского креста (Ritterkreuz), дополненное арабскими цифрами, означающими количество побед, за которые пилот получил награду.
На бомбардировщиках как правило не обозначалось количество боевых вылетов, как это было принято у союзников, зато часто в виде маленьких белых или черных силуэтов, нарисованных на киле, отмечались уничтоженные цели (например, военные корабли, танки, торговые суда, самолеты). Силуэты очень часто дополнялись датой потопления или попадания (повреждения) корабля или судна, а иногда указывались тоннаж потопленного вражеского судна и его государственная принадлежность, как это делалось, например, в KG 30 «Adler» и KG 40.
Система опознавательных знаков самолетов Люфтваффе в 1935-1939 гг.
Код Часть Воздушный округ
10+Х 1 1/2/3/4 121 группа дальней разведки F 121 Кенигсберг
10+Х 2 1/2/3 11 группа армейской разведки Н 11
20+Х 1/2/2 разведывательная группа Берлин
20+Х 1 1/2/3 122 группа дальней разведки F 122
20+Х 2 1/2/3 12 группа армейской разведки Н 12
20+Х 3 1 /2/3 52 группа армейской разведки Н 52
21+Х 1 1/2/3 1 группа 132 истребит, эскадры I./JG 132
21+Х 2 1/2/3 2 группа 132 истребит, эскадры II./JG 132
21+Х 3 1/2/3 3 группа 132 истребит, эскадры III./JG 132
21+Х 4 1/2/3 4 группа 132 истребит, эскадры IV./NG 132
23+Х 1 1/2/3 1 группа 162 эскадры пикировщиков I./StG 162
23+Х 2 4/5/6 2 группа 162 эскадры пикировщиков II./StG 162
23+Х 3 7/8/9 3 группа 162 эскадры пикировщиков III./StG 162
25+Х 1 1/2/3 1 группа 152 бомбард, эскадры I./KG 152
25+Х 2 4/5/6 2 группа 152 бомбард, эскадры II./KG 152
25+Х 3 7/8/9 3 группа 152 бомбард, эскадры III./KG 152
27+Х 1 1/2/3 1 группа бомбард, эскадры
27+Х 2 1/2/3 2 группа бомбард, эскадры
27+Х 3 1/2/3 3 группа бомбард, эскадры
30+Х 1 1/2/3 123 группа дальней разведки F 123 Дрезден
30+Х 2 1/2/3 13 группа армейской разведки Н 13
32+Х 1 1/2/3 1 группа 153 бомбард, эскадры I./KG 153
32+Х 2 4/5/6 2 группа 153 бомбард, эскадры II./KG 153
32+Х 3 7/8/9 3 группа 153 бомбард, эскадры III./KG 153
33+Х 1 1/2/3 1 группа 253 бомбард, эскадры 1./KG 253
33+Х 2 4/5/6 2 группа 253 бомбард, эскадры I1./KG 253
33+Х 3 7/8/9 3 группа 253 бомбард, эскадры III./KG 253
35+Х 1 1/2/3 1 группа 163 эскадры пикировщиков I./StG 163
35+Х 2 4/5/6 2 группа 163 эскадры пикировщиков II./StG 163
35+Х 3 7/8/9 3 группа 163 эскадры пикировщиков III./StG 163
40+Х 1 1/2/3 124 группа дальней разведки F 124 Мюнстер
40+Х 2 1/2/3 14 группа армейской разведки Н 14
40+Х 3 1/2/3 группа армейской разведки Н 224 (?)
41+Х 1 1/2/3 1 группа 154 бомбард, эскадры I./KG 154
41+Х 2 4/5/6 2 группа 154 бомбард, эскадры II./KG 154
41+Х 3 7/8/9 3 группа 154 бомбард, эскадры III./KG 154
42+Х 1 1/2/3 1 группа 254 бомбард, эскадры I./KG 254
42+Х 2 4/5/6 2 группа 254 бомбард, эскадры 1I./KG 254
42+Х 3 7/8/9 3 группа 254 бомбард, эскадры III./KG 254
42+Х 1 0/11/12 4 группа 254 бомбард, эскадры IV./KG 254
50+Х 1 1/2/3 125 группа дальней разведки F 125 Мюнхен
50+Х 2 1/2/3/4 15 группа армейской разведки Н 15
51+Х 1 1/2/3 1 группа 135 истребит, эскадры I./JG 135
52+Х 1 1/2/3 1 группа 165 эскадры пикировщиков I./StG 165
52+Х 2 4/5/6 2 группа 165 эскадры пикировщиков II./StG 165
52+Х 3 7/8/9 3 группа 165 эскадры пикировщиков III./StG 165
53+Х 1 1/2/3 1 группа 155 бомбард, эскадры I./KG 155
53+Х 2 4/5/6 2 группа 155 бомбард, эскадры 11./KG 155
53+Х 3 7/8/9 3 группа 155 бомбард, эскадры III./KG 155
54+Х 1 1/2/3 1 группа 255 бомбард, эскадры I./KG 255
54+Х 2 4/5/6 2 группа 255 бомбард, эскадры II./KG 255
54+Х 3 7/8/9 3 группа 255 бомбард, эскадры III./KG 255
55+Х 1 1/2/3 1 группа 355 бомбард, эскадры 1./KG 355
55+Х 2 4/5/6 2 группа 355 бомбард, эскадры II./KG 355
55+Х 3 7/8/9 3 группа 355 бомбард, эскадры III./KG 355
60+Х 1 1/2/3 106 группа морской разведки К 106 Киль
60+Х 2 1/2/3 206 группа морской разведки К 206
60+Х 3 1/2/3 306 группа морской разведки К 306
60+Х 4 1/2/3 136 группа морских истребителей KJG 136
70+Х 1 1/2/3 127 группа дальней разведки F 127 Брунсвик
71+Х 1 1/2/3 1 группа 157 бомбард, эскадры I./KG 157
71+Х 2 4/5/6 2 группа 157 бомбард, эскадры II./KG 157
71+Х 3 7/8/9 3 группа 157 бомбард, эскадры III./KG 157
72+Х 1 1/2/3 1 группа 257 бомбард, эскадры I./KG 257
72+Х 2 4/5/6 2 группа 257 бомбард, эскадры II./KG 257
72+Х 3 7/8/9 3 группа 257 бомбард, эскадры III./KG 257
80+Х 1 1/2/3 18 разведывательная группа А 18 Вена
Примечания.
X - обозначение индивидуальной буквы самолета
+ - опознательный знак (Balkenkreuz)
Эскадра = Geschwader (G)
группа = Gruppe (Gr)
эскадрилья = Staffel (St)
учебная = Lehr(L)
бомбардировочная = Kampf (К)
пикирующих бомбардировщиков = Stuka (S)
штурмовая = Schlacht (Schl)
истребительная = Jagd (J)
ночная = Nacht (N)
преследования = Zerstorer (Z)
разведывательная = Aufklarungs (A)
дальней разведки = Femaufklarungs (F)
армейской разведки = Heeres (H)
ЛЕГИОН «КОНДОР»
Во время гражданской войны в Испании (1936-39) Германия выступала на стороне генерала Франко. По его просьбе немцы сформировали часть под названием Legion Condor. На ее вооружении находились не меньше тридцати различных типов самолетов. Среди них были истребители, бомбардировщики, разведчики, транспортные и связные машины. В основном они камуфлировались как и в Люфтваффе, однако не несли немецких опоз
навательных знаков. В случаях таких самолетов, как Messerschmitt Bf 109, Bf 108, Heinkel He 46, He 51, Arado Ar 68, использовалась схема окраски, заключающаяся в покрытии всех поверхностей цветом светло-серо-зеленым (RLM 63) или серым (RLM 02). С 1937 г. многие Bf 109 снизу окрашивались светло-голубой краской RLM 65, оставляя верхние поверхности серыми. В 1938 г. истребитель лейтенанта Вольфганга Шеллмана, командира 1 ./J 88, обозначенный кодом 651, представлял пример такой окраски - верхние поверхности были окрашены в светло-серо-зеленый цвет (RLM 63), а снизу его «мессершмитт» Bf-109 покрывала светло-голубая краска RLM 65. Также некоторые «хейнкели» Не 51 сверху и сбоку были покрыты пятнами камуфляжа Люфтваффе RLM 61/62/63, а нижние поверхности окрашены стандартной краской RLM 65. Это были очень интересные попытки объединить признаки камуфляжей защитого и атакующего.
Пилоты, сражавшиеся на Не 51, не использовали никаких особых обозначений; можно только вспомнить о белой свастике, нарисованной внутри эмблемы франкистской авиации, на самолете лейтенанта Харро Хардера. Вначале «хейнкели» не несли и никаких эмблем. Вообще первой эмблемой, нарисованной на машине из Legion Condor, было зеленое сердце - «Grun Herz» - личная эмблема лейтенанта Ханнеса Траутлофта. Так был отмечен прототип самолета Messerschmitt Bf-109 V3 (или V4). С начала 1937 г. на самолетах из 2./J 88 появилась эмблема этой группы - изображение большой шляпы-цилиндра.
Впервые отметки воздушных побед в виде белых полосок (высотой около 100 мм), нанесенные на вертикальный киль, появились на «мессершмитте» Bf-109 В-2 (636) Харро Хардера. На киле были отметки трех побед: первая - Поликарпов И-15, вторая и третья - СБ-2. Затем подобные обозначения появились и на самолете лейтенанта Эриха Войтке (636). Обычай быстро распространился на все машины. Отметки рисовались только на одной, левой стороне вертикального стабилизатора. Реже они наносились на обе стороны. Примером может служить 551 лейтенанта Вольфганга Шеллмана, командира 1./J 88. Самолеты других асов Legion Condor также несли такие отметки - например, Messerschmitt Bf-109 D (679) «Luchs» лейтенанта Вер-нера Мельдерса.
Интересными личными эмблемами пилотов были нарисованные внутри знаков франкистской авиации белая «G» - Вальтера Грабманна или «Н» - Готхарда Хандрика. На самолете Bf-109 Вернера Мельдерса (679) был нарисован Микки-Маус, а на Bf-109 В (676) Готхарда Хандрика на коке винта - олимпийская эмблема (он был победителем в пятиборье на олимпиаде в Берлине в 1936г.).
В конце 1937 г. в Германии начали вводить новый тип камуфляжа, состоящий из черно-зеленого RLM 70 и темно-зеленого RLM 71 цветов на верхних поверхностях и светло-голубого RLM 65 на нижних поверхностях. Этим способом был раскрашен, например, Bf-109 B-2 унтер-офицера Эрнста Терри (638), воевавшего в составе 1 эскадрильи J 88 (1 ./J 88). Вероятно, в Legion Condor также было несколько Bf-109 серебристого цвета, например, самолет 66 или 612. Нетиповые варианты окраски встречались еще неоднократно.
Вероятно, полностью черным был Аг 68 Е (92), использовавшийся как ночной истребитель. Нестандартную окраску нес также самолет Не 45 С (1510) из А 88, раскрашенный хаотическими коричневыми пятнами (RLM 61), нанесенными на светло-серо-зеленый фон (RLM 63). Другая нетиповая окраска была на самолете Не 51 (259), окрашенный RLM 62 Grun (или RLM 02 Grau) с коричневыми пятнами на верхней плоскости и передней части фюзеляжа.
В начальный период сражений над Испанией на бомбардировщиках, штурмовиках и разведчиках доминировала схема окраски, заключающаяся в покрытии всей машины светло-серо-зеленый цветом (RLM 63). Так окрашивались, например, «хейнкели» Не 111, Не 59 или Не 46. Постепенно эта схема заменялась новой, в которой верхние и боковые поверхности камуфлировались остроугольными пятнами в цветах RLM 61/62/63, а нижние - краской RLM 65. Такой камуфляж несли Ju 87, Do 17, Hs 123, Ju 52 и He 111. Другой образец маскирующей окраски представляли, например, Fi 156 или Hs 126 в 1938-39 гг. - их верхние и боковые поверхности были полностью покрыты темно-зеленым цветом RLM 71, а нижние - светло-голубым RLM 65.
Все немецкие самолеты из Legion Condor - хотя окрашивались они по схемам Люфтваффе - обозначались как машины франкистской авиации, чьим опознавательным знаком был черный крест святого Андрея на белом фоне. Рисовали его на руле направления всех самолетов легиона. Дополнительным элементом опознания были черные круги, нанесенные с двух сторон на крылья и фюзеляж (иногда внутри черного круга помещался белый крест святого Андрея). Изредка рисовались двойные круги меньшего диаметра. На некоторых самолетах (например, Не 59 или Не 51) наносились большие белые кресты святого Андрея на обеих крыльях непосредственно на фоне камуфляжа..
Принадлежность к части обозначалась эмблемами, например, эмблемой 1 истребительной эскадрильи 88 группы (1./J 88) был ворон, 2./J 88 -шляпа-цилиндр, 3./J 88 - Микки-Маус, 4./J 88 - ас Пик.
Другими знаками, выделяющими самолеты Legion Condor, были белые за-концовки крыльев и (иногда) белые коки, используемые как элементы быстрой
идентификации. Каждый самолет легиона также имел цифровой код (например, «мессершмитты» Bf-109 обозначались цифрой «6»), рисуемый черным цветом рядом с черным кругом на фюзеляже по обе его стороны. Коды отдельных типов
самолетов, применявшихся в Legion Condor, помещены в таблице. Кроме цифры, определявшей тип машины, на фюзеляж наносился (также черным цветом) индивидуальный номер самолета (например, 638).