Литники
Fw 189 А-1 МРМ 1/72
Fw 189 A-1 Italeri 1/72
Конверсии
Fw 189 1/72 CMK (interior set) for Сondor
Fw 189 1/72 CMK (exterior set) for Сondor
Fw 189 1/72 CMK (engine set) for MPM/Сondor
Fw 189 1/72 CMK (detail set) for MPM/Сondor
Когда в 1941 г пресс-служба министерства авиации обьявила о существовании тактического разведчика Fw.189, она дала ему довольно характерное название: воздушные глаза вермахта. Самолет оказался разносторонним в применении, популярным среди всех своих пилотов и одним из самых надежных самолетов люфтваффе. К тому же он был задуман тогда, когда лучшей схемой разведчика считался одномоторный моноплан.
В феврале 1937 г первый опытный Хеншель Нs.126 приступил к летным испытаниям, полностью удовлетворив люфтваффе, планировавших заменить в составе эскадрилий тактической разведки Хейнкель Не.46. Но Технический департамент РЛМ уже заглядывал вперед, и в том же месяце выдал задание на перспективный самолет-разведчик. Он должен был нести экипаж из трех человек, иметь круговой обстрел и обладать более высокими характеристиками, чем другие самолеты в этом классе.
В результате с чертежной доски Курта Танка сошел проект двухмоторного двухбалочного самолета с центральной гондолой экипажа. Это несколько озадачило Технический департамент, так как там держали в уме только одномоторный вариант такого самолета, хотя фактически спецификации обуславливали только желательность однодвигательной схемы, а не определяли это жестко. Достоинства проекта Фокке-Вульфа скоро дошли до наименее скептически настроенных сотрудников Технического департамента. К тому же Танк предложил такое нестандартное решение, как взаимозаменяемые центральные гондолы при сохранении двигателей, крыла и оперения. Это позволяло на том же типе самолета решать задачи непосредственной поддержки, разведки или подготовки экипажей.
В Техническом департаменте, как и в любой подобной организации, хватало скептиков, полагавших, что двухбалочная схема окажется тяжелее по сравнению с обычной компоновкой и что рама хвостовой части будет подвержена сильным вибрациям. Тем не менее в конце апреля 1937 г и Арадо с более традиционным проектом, и Фокке-Вульф получили заказ на три опытных самолета, получивших от РЛМ официальные обозначения Аr.198 и Fw.189.
Разработка опытного самолета началась немедленно под руководством Е. Козела. Fw.189-V1 (D-OPVN) впервые полетел через 15 месяцев в июле 1938 г под управлением своего конструктора Курта Танка. Самолет был оснащен двумя предсерийными двигателями Аргус Аs-410; 12-цилиндровыми типа перевернутой V, взлетной мощностью 430 лс, и двухлопастными винтами изменяемого шага. В августе за ним последовал Fw.189-V2 (D-OVHD), а в сентябре V3 (D-ORMH). С самого начала испытаний опытные самолеты полностью оправдали самые смелые ожидания конструкторов. Танк окрестил самолет Eule (Сова), хотя на службе он был больше известен под названием Uhu (Филин).
Свободнонесущий низкоплан был цельнометаллической конструкции. Трехлонжеронное крыло с работающей обшивкой имело прямоугольный центроплан с гондолой экипажа по середине. Главный и задний лонжероны проходили через гондолу. Сужающиеся консоли крепились к центроплану болтами по контуру от переднего до главного лонжерона. Управляемые электрически обшитые тканью щелевые закрылки занимали всю заднюю кромку консоли до элерона, а также весь центроплан. Взаимозаменяемые хвостовые балки несли мотораму, два 220 л бака и заканчивались килями с работающей обшивкой и стабилизатором между ними. Рули металлической конструкции были обшиты тканью. Стойки шасси убирались гидравликой назад в хвостовые балки и закрывались створками. Хвостовое колесо укладывалось вбок, в стабилизатор.
Fw.189-V2 был в целом подобен V1, но получил вооружение из пулемета МG-15 в носовой части, второго в верхнем уступе кабины и третьего в хвостовом конусе. Два пулемета МG-17 монтировались в корне крыла. Под консолями крыла были четыре держателя ЕТС-50 на 50 кг бомбы. Fw.189-V3 не нес вооружения, но зато получил автоматические винты Аргус и стандартные двигатели Аs-410.
Успешные предварительные испытания этого трио, а также неудача с Арадо Аr.198, привели к заказу еще четырех дополнительных Fw.189. Первый из них, Fw.189-V4 (D-ОСНО) рассматривался как эталон для А-серии в качестве ближнего разведчика. Он был закончен на исходе 1938 г с различными мелкими переделками, вроде измененного капота двигателей, другого состава вооружения из пары пулеметов МG-15 на подвижных установках и увеличенного хвостового колеса.
После завершения заводских испытаний Fw.189-V1 использовался для опытов с различного типа специальным оборудованием, включая постановщик дымзавес Тип S-125 и выливной прибор для химических отравляющих веществ вроде Lost (кодовое обозначение группы удушающих газов "желтый крест"), которые крепились на месте бомбодержателей.
Серия Fw.189B
Следующий самолет второй партии Fw.189-V5 был прототипом учебного варианта серии В. Он имел полностью перепроектированную гондолу экипажа, более аэродинамически чистую с классическим фонарем кабину. Было снято все вооружение, управление стало двойным. Первый полет состоялся в 1939 г. Заказ на серийное производство Fw.189A летом 1939 г никак не выполнялся, так как командование люфтваффе было полностью удовлетворено Нs.126, который все еще поставлялся в войска. Зато Фокке-Вульф получил указание готовить установочную партию из трех Fw.189B-0 и десяти серийных Fw.189B-1. Все предсерийные и три серийных были поставлены еще до конца 1939 г. Оставшиеся семь пятиместных машин с двойным управлением были выпущены в январе и феврале 1940 г и поставлены люфтваффе.
Предлагался и морской двухпоплавковый вариант учебного самолета под обозначением Fw.189D. Последний самолет из второй опытной серии Fw.189-V7 был заказан в таком варианте. Он был в сборке в конце 1938 г, когда в результате изменений требований к гидросамолету работы были прекращены. Частично законченный планер использовался для сборки одного Fw.189B-0.
Серия Fw.189C
Fw.189-V1 был снят с программы испытаний в конце 1938 г и возвращен на Фокке-Вульф для переоборудования в штурмовик. Центральная гондола была снята, а вместо нее установили бронированную кабину, вмещавшую только пилота и стрелка, сидящих спина к спине. Пилот глядел вперед через крошечное бронестекло в откидываемом назад фонаре. Стрелок вел огонь из пулемета МG-15 через небольшую бойницу с использованием бронированного визира.
С этими измениями под обозначением Fw.189-V1b опытный самолет возобновил испытания весной 1939 г. Результаты были сильно разочаровывающими. Тяжелобронированная гондола заметно изменила управляемость к худшему, летные данные снизились. Пилот доложил, что обзор был совсем неудовлетворительным, а наблюдатель с места стрелка не видел истребителя даже на хвосте своего самолета! В результате машину вернули на опытный завод. Площадь остекления у пилота увеличили, а прицел стрелка заменили на амбразуру, значительно улучшившую обзор назад, но огранившую обзор в стороны.
После внесения изменений самолет проходил конкурсные испытания вместе с Хеншелем Нs.129-V2, который с самого начала был разработан в варианте штурмовика. Результаты конкурса оказались неопределенными. Нs.129 был предпочтительнее благодаря меньшим размерам, но обзор с него был еще хуже, чем с самолета Фокке-Вульфа; а если управляемость Fw.189-V1b была плохой, то у Нs.129 вообще отвратительной. Вскоре после этого Fw.189-V1b потерпел аварию, когда во время демонстрации в Бремене пилот сослепу на планировании врезался в ангар.
Несмотря на все это, третий самолет из четырех опытных машин второй серии Fw.189-V6 был заказан в варианте штурмовика Fw.189C. Его испытания начались в 1940 г. Бронированная центральная гондола в целом была такой же, как у Fw.189-V1b. Двигатели Аs-410A-1 развивали на взлете 465 лс и работали на винты изменяемого шага. Было использовано новое шасси с двойной стойкой. Центроплан был изменен. В нем располагались две пушки МG-FF и четыре пулемета МG-17. В распоряжении стрелка была пара МG-81 на подвижной установке.
Тем временем Хеншель начал выпуск предсерийных Нs.129A-0. Когда в сентябре 1940 г Fw.189-V6 попал в испытательный центр в Рехлине, Хеншели уже проходили войсковые испытания в 5./JG.2. Хотя пилоты во весь голос проклинали самолет Хеншеля, РЛМ решило, что поскольку самолет еще совершенствуется, а испытательная эскадрилья на две трети состоит из бывших пилотов конкурирующего Фокке-Вульфа, то следует выбрать именно Нs.129. Все работы по Fw.189C были прекращены.
Серия Fw.189A
Тем временем весной 1940 г Фокке-Вульф получил заказ на производство разведчика Fw.189A. Со сборочной линии Бремена сошли 10 предсерийных Fw.189A-0, за ними последовали серийные Fw.189A-1. До конца года выпустили 20 машин, одновременно были проведены войсковые испытания в зскадрильях ближней разведки. Благоприятные отзывы пилотов вместе с заключением люфтваффе об устарелости Нs.126 привели к изменению отношения к Fw.189. Программа его производства получила высший приоритет и для него была подготовлена вторая сборочная линия на бывшем заводе Аэро в Праге.
Завод в Бремене быстро набирал темпы производства, но уже в начале лета выпуск Fw.189 стал сокращаться, так как началась программа Fw.190, имевшая больший приоритет. Таким образом, в течение 1941 г головная компания успела выпустить только 99 Fw.189A. Завод Аэро поставил 151 самолет. В конце года все необходимое оборудование для производства Fw.189 было направлено в Бордо для начала выпуска самолета во Франции.
Fw.189A-1 был в целом подобен Fw.189-V4, кроме некоторого облагораживания капотов двигателей. Использовались двухамортизационные стойки шасси и были внесены определенные изменения в оборудование. Вооружение состояло из пары пулеметов МG-17 в корне крыла и двух МG-15 на подвижных установках в конце гондолы. Имелись четыре бомбодержателя ЕТС-50/VIII. Одна фотокамера Rb-20/30 составляла разведывательное оборудование, но было можно использовать также Rb-50/30, -21/18 и -15/18. Обычно использовались и ручные фотокамеры НК-12,5 и -19. Экипаж состоял из пилота, штурмана-радиста-бомбардира и бортмеханика; он же задний стрелок. В середине 1941 г со сборочной линии стал сходить Fw.189A-2, отличавшийся только усиленным вооружением из пулеметов МG-81z (спарка МG-81). Параллельно выпускался и Fw.189A-3 с двойным управлением, который поставлялся в люфтваффе в небольших количествах в качестве учебного. Ранее выпущенные самолеты доводились до уровня последних в частях.
Первый Fw.189A-0 был поставлен в учебную эскадрилью 9.(Н)/LG.2 осенью 1940 г. Эта же часть ранее получила несколько Fw.189B для проведения подготовки пилотов. Ко времени вторжения в Советский Союз все боевые эскадрильи ближней разведки были вооружены только Нs.126. К концу 1941 г эти части стали выводиться с фронта для переоснащения на Fw.189, и весной 1942 г практически все разведывательные эскадрильи и наследовавшие им разведывательные группы получили самолет Фокке-Вульфа. Восточный фронт стал основным местом применения этого самолета.
В 1942 г резко возрос выпуск Fw.189A, несмотря на сокращение производства в Бремене, поставившего только 57 машин. Завод Аэро выпустил 183 самолета, но в основном рост произошел за счет группы заводов в Бордо, поставивших в течении 1942 г 187 машин. Основная сборочная линия в Бордо в сентябре вышла на темп производства 20 Fw.189 ежемесячно. К весне 1943 г самолет поставляли только французские заводы. Заводы в Бремене и Праге окончательно прекратили их выпуск, поставив под конец 11 и 3 машины соответственно. Французы изготовили 194 машины, что вместе с 12 самолетами выпуска 1944 г составило всего 828 Fw.189A, включая опытные.
В течение 1942 г партия из 14 Fw.189A-1 была поставлена словацким ВВС, а в конце года некоторое количество Fw.189A-2 было передано венграм для оснащения 3/1 эскадрильи ближней разведки, которая принимала участия в боях на территории СССР с марта 1943 г. Fw.189A интенсивно использовались во время операции Цитадель. В составе венгерских ВВС они применялись до марта 1944 г. В составе люфтваффе на Восточном фронте Fw.189A полностью заменили Нs.126 к концу 1942 г. Одна эскадрилья смешанного состава с Fw.189A и Вf.110C использовалась в Северной Африке. Боевая эффективность Fw.189A превзошла все ожидания. Самолет мог выполнять задачи в самых неблагоприятных боевых условиях и часто возвращался на базу с тяжелейшими повреждениями. Он оказался достаточно маневренным, чтобы уклоняться практически от всех атак истребителей, особенно при хорошей координации в работе экипажа, а его оборонительное вооружение было достаточным, чтобы держать противника на расстоянии. В нескольких случаях Fw.189A возвращались на базу даже после таранного удара, потеряв часть вертикального оперения.
Последней серийной моделью стал Fw.189A-4, поступивший на вооружение в конце 1942 г. Он был способен выполнять задачи как разведчика, так и штурмовика. В корне крыла устанавливались пушки МG-FF, двигатели снизу были бронированы, как бензобаки и пол кабины.
Рассматривался вариант Fw.189 с двумя двигателями Гном-Рон 14М-4/5; 14-цилиндровыми радиальными, взлетной мощностью 700 лс. Один самолет был подготовлен для установки этих двигателей после разработки чертежей на SNCASO в Шательон-сюр-Сен. Этот вариант даже получил обозначение Fw.189E, но опытный самолет был разбит у Нанси при перегонке в Германию для проведения испытаний. Все работы по этой модификации были прекращены.
Другой более мощной версией был Fw.189F-1, предусматривавший установку на планер Fw.189A-2 пары двигателей Аргус Аs-411МА-1, сходных по конструкции с Аs-410А-1, но с другим редуктором и большим числом оборотов. Мощность нового двигателя достигала 580 лс на взлете и 600 лс на высоте 700 м. Когда в 1944 г производство Fw.189 прекратилось, в люфтваффе успели поставить только 17 экземпляров Fw.189F-1. Еще более мощным был Fw.189G с 950-сильными Аs-402. Производство планировалось в 1942 г, но неудача с доводкой мотора поставила на этом крест.
Тактико-технические характеристики Fw.189A-2
Тип - трехместный тактический разведчик и связной самолет
Двигатели - два Аs-410А-1; 12-цилиндровые воздушного охлаждения, мощностью 465 лс на взлете и 415 лс на высоте 2400 м
Вооружение:
2*7,9 мм пулемета МG-17 в корне крыла
по одному 2*7,9 мм спаренному пулемету МG-81z в верхней и хвостовой подвижных установках
4*50 кг бомбы на держателях ЕТС-50/VIII
Максимальная скорость - 347 км/ч на высоте 2400 м
Крейсерская скорость - 323 км/ч на высоте 2400 м
Наивыгоднейшая скорость - 305 км/ч
Дальность полета - 665 км
Продолжительность полета - 2 часа 10 мин
Потолок - 7300 м
Вес:
пустой - 2832 кг
взлетный - 3955 кг
максимальный - 4175 кг
Размеры:
размах крыла - 18,4 м
длина - 12 м
высота - 3,1 м
площадь крыла 36,8 кв.м