Литники
Hs 129 B1/B2/B3 SKmodel 1/72
Hs 129 B-2 Tamiya 1/72
Hs 129 B-3 Italeri 1/72
Фототравления
Hs 129 B 1/72 Eduard for Italeri
Hs 129 B-2 1/72 Part for Italeri/Tamya
Конверсии
Hs 129 B 1/72 Aires for Revell/Italeri
К лету 1944 г главным компонентом люфтваффе на Восточном фронте безусловно стала штурмовая авиация. Главной задачей авиации стали удары непосредственно по сухопутным частям Красной Армии. По мере отступления вермахта эти задачи становились все более важными. Единственным, что можно было противопоставить наступающим массам советских танков, был противотанковый самолет.
К несчастью для люфтваффе, близорукость штаба и высшего командования не позволили организовать крупносерийное производство единственного пригодного для решения таких задач самолета Нs.129. Причем не то чтобы командование не понимало важности задачи непосредственной поддержки своих войск на поле боя, но оно не могло достаточно полно оценить потенциал именно штурмовой авиации и оказать необходимую поддержку в ее развитии.
Термина штурмовик (Schlachtflieger) не было в уставе люфтваффе, вышедшем в 1935 г: командование считало, что появление самолета над полем боя должно было иметь больше моральный эффект, чем боевой. Эти взгляды несколько изменились в связи с опытом гражданской войны в Испании. Весной 1937 г Технический департамент приступил к выработке требований к штурмовику относительно небольшому и хорошо бронированному самолету, специализированному для непосредственной поддержки войск на поле боя. Как следствие низкого приоритета программы, его рождение затянулось боевой дебют штурмовой авиации, получившей свой первый специализированный самолет Нs.129, состоялся через пять лет.
В апреле 1937 г Технический департамент направил требования к штурмовику Гамбургер флюгцойгверке, Фокке-Вульф, Гота и Хеншель. Помимо использования двух маломощных двигателей задавались минимальные размеры (чтобы снизить вероятность поражения зенитным огнем), предусматривалось использование 75 мм бронестекла, бронезащиты пилота и двигателей, а также вооружения минимум из двух пушек МG-FF и пулеметов. В остальном предоставлялась полная свобода действий. Предложения от участников конкурса поступили 1 октября 1937 г. После их рассмотрения Техническим департаментом были приняты проекты Фокке-Вульф и Хеншель.
Технический департамент подразумевал создание одноместного самолета, хотя это и не определялось заданием. Фокке-Вульф же предложила двухместный вариант, оказавшийся не в фаворе. Однако, несмотря на предпочтение меньшего по размеру одноместного Хеншеля, Технический департамент подкупила идея универсального использования Fw.189 при смене центральной гондолы в качестве разведчика и штурмовика. Фокке-Вульф было предложено сделать взаимозаменяемую центральную гондолу.
Макетная комиссия состоялась весной 1938 г. Технический департамент принял предложение Танка переделать Fw.189-V1 в штурмовик после испытания его в качестве разведчика. Зато макет проекта Хеншеля, получивший обозначение Нs.129, не удовлетворил инспекцию. Макет был переделан и после еще двух макетных комиссий в середине 1938 г компания получила заказ на три опытных самолета.
Первый Нs.129-V1 полетел весной 1939 г. Одновременно вышел на испытания и штурмовик Фокке-Вульф, показавший разочаровывающие результаты. Самолет скоро вернули для переделки и сравнительных испытаний с Нs.129.
Фокке-Вульф получила заказ на еще один опытный самолет в варианте штурмовика, но он уже рассматривался только в качестве дублера на случай полного провала с доводкой Хеншеля, получившего уже заказ на восемь предсерийных самолетов. Когда Нs.129-V1 приступил к испытаниям, его летные данные оказались такими же плохими, как у Фокке-Вульфа. Сравнительные испытания опытных самолетов проводились в Рехлине и не разрешили вопрос о победители конкурса пилотам не нравились оба. Тем не менее, работа над предсерийными самолетами была продолжена: Хеншель наглядно демонстрировал хорошую технологичность конструкции для серийного производства.
Летом 1939 г начали испытываться Нs.129-V2 и V3. К концу года полетел и первый предсерийный Нs.129A-0. Оставшиеся семь самолетов были готовы к весне 1940 г. При минимальных размерах Нs.129A-0 имел фюзеляж треугольного сечения. Центральная и задняя часть фюзеляжа были из легкого сплава с работающей обшивкой. Первая была интегрирована с центропланом двухлонжеронного крыла. Передняя часть фюзеляжа представляла собой бронированную кабину пилота, образованную спереди и снизу 12 мм, а по бокам 6 мм бронеплитами. Сдвижной фонарь кабины выполнялся из 6 мм брони и 75 мм пулестойкого стекла.
Размеры кабины не позволяли даже разместить все приборы, часть из них устанавливали на внутренней стороне мотогондол. Низкая посадка летчика заставила использовать очень короткую ручку управления, что требовало от него чрезмерных усилий даже при выполнении простейших маневров.
Мотогондолы были защищены 5 мм броней. В них гидравликой убирались основные стойки шасси консольного типа. Колесо оставалось наполовину выпущенным. Консоли, как и центроплан, были двухлонжеронными с работающей обшивкой. Заднюю их кромку занимали элероны и внешняя секция закрылков. За кабиной находился 200 л бак, еще два бака по 205 л размещались в центроплане. Вооружение состояло из двух пулеметов MG-17 в нижней части фюзеляжа и двух пушек МG-FF по бокам фюзеляжа, закрытых обтекателями.
Двигателей было два Аргус As-10A-1 12-цилиндровых типа перевернутой V, воздушного охлаждения, взлетной мощностью 465 лс и 415 лс на высоте 2400 м. С самого начала полетов стало ясно, что их мощности явно недостаточно даже без установки вооружения. Самолет замедленно реагировал на рули, плохо разгонялся, маневренность была плохой и испытатели отмечали плохой обзор из кабины. Летные испытания войсковой серии начались осенью 1940 г в 5.(Schlacht)/LG.2. В результате этих испытаний люфтваффе отказались принять серийный Нs.129A-1, практически не отличавшийся от Hs.129A-0.
Николаус тем временем разработал несколько увеличенный вариант Р.76 под более мощные двигатели Гном-Рон 14М; 14-цилиндровые звезды воздушного охлаждения сравнительно небольшого диаметра, ставшие доступными после оккупации Франции. Р.76, обладая нормальным остеклением кабины, обещал преодолеть все недостатки предшественника, но Хеншель уже подготовила оснастку для производства Нs.129, а РЛМ и слышать ничего не хотело о задержке производства, неизбежной при доводке новой модели. Последовал приказ рассмотреть возможность установки двигателей Гном-Рон прямо на планер Нs.129. Соответственно, два предсерийных Нs.129A-0 были возвращены на Хеншель для установки французских двигателей. Оставшиеся Нs.129A-0 позже использовались вместе с Нs.129B в тренировочном подразделении штурмовой авиации (4./SG.101) в Орли под Парижем.
Серия Нs.129B
Несмотря на то, что двигатели Гном-Рон были почти в два раза тяжелее Аргус и гораздо шире, переделка под них планера Нs.129 не вызвала технических трудностей. Потребовалось только перекомпоновать оборудование, чтобы сохранить центровку.
Гном-Рон 14М 4/5 развивали на взлете 700 лс и 660 лс на высоте 4000 м. Два самолета были оснащены ими на заводе в Шенефельде и после заводских испытаний переведены в Рехлин. Более мощные двигатели заметно улучшили летные данные штурмовика, несмотря на рост веса. Разгонные характеристики вошли в норму, но управляемость оставалась плохой, а нагрузка на ручку управления не снизилась. Однако больше всего пилоты жаловались на плохой обзор. Установка новых двигателей ухудшила его еще больше.
Успех биплана Нs.123A из состава II(Schlacht)/LG.2 во время польской и французской кампаний произвел большое впечатление на руководство люфтваффе. Одновременно стало ясно, что "синица в руках" (Ju.87) может рассматриваться самолетом непосредственной поддержки с большой натяжкой. В результате еще теплившаяся программа Нs.129 получила дополнительную поддержку. Несмотря на имевшиеся недостатки, Хеншелю предложили немедленно готовить серийный выпуск самолета под Гном-Рон на заводе в Шенефельде.
Новый Нs.129B с двигателями Гном-Рон 14М получил еще большую площадь остекления, ранее использованную на Нs.129-V3. Несколько была изменена система управления, а введение электрически управляемых триммеров позволило снизить нагрузку на ручку управления. MG-FF были заменены на пару МG-151 со 125 снарядами на ствол. Предусматривалось использование специальных наборов вооружения и оборудования, устанавливаемых техническим персоналом в зависимости от требований решаемой задачи.
Первый из партии в 10 Нs.129B-0 был выпущен заводом в Шенефельде в конце декабря 1941 г. Еще три были выпущены в январе 1942 г, три в феврале и три в марте уже вместе с тремя серийными Нs.129B-1. Нs.129B-1 отличался от В-0 только изменением расположения патрубков, другим воздухозаборником карбюратора и перемещением радиооборудования. Темпы производства быстро наращивались, в апреле было выпущено не меньше 31 Нs.129B-1. Однако необходимость внесения доработок в самолет и задержки с поставками комплектующих привели к снижению темпов производства. Вновь на уровень выпуска более 30 самолетов в месяц завод вышел только в октябре.
К концу 1942 г завод в Шенефельде выпустил 219 Нs.129B-0 и В-1, но сборочную линию постоянно лихорадило из-за непрерывных внесений изменений в конструкцию и задержек с поставками двигателей и оборудования. В результате запланированный темп производства 40 машин в месяц, так и не был достигнут. Этой цифры удалось добиться только в июне 1943 г, но после ноября темпы поставок опять упали, несмотря на постоянные требования новых штурмовиков. Общий выпуск за год составил 414 Hs.129B менее половины запланированного. В следующем году выпустили еще 225 самолетов, прежде чем в сентябре 1944 г производство было прекращено с принятием срочной истребительной программы. Таким образом, за исключением восьми Hs.129A-0, было вылущено всего 859 самолетов.
С поступлением самолетов в люфтваффе пилоты с неудовлетворением обнаружили, что новый самолет лишь на 30 км/ч быстрее, чем Ju.87D, уступая при том в маневренности. Это вряд ли способствовало популярности самолета в войсках. Тем не менее, он имел прочную конструкцию и обеспечивал хорошую защиту пилота. Кроме того, мог нести довольно много вариантов вооружения.
Стандартное четырехточечное вооружение использовалось с помощью прицела Реви С 12/С, установленного прямо за бронестеклом. Держатели под консолями позволяли поднять 2*50 кг бомбы или два контейнера по 24 двухкилограммовые бомбы в каждом. Устанавливалась и автоматическая фотокамера Rb-24. Можно было установить следующие наборы вооружения:
R2 - одна 30 мм пушка МК-101 в подфюзеляжной гондоле с 30 снарядами
R3 - четыре пулемета МG-17 открыто под фюзеляжем с 1000 патронами в отсеке на левом борту фюзеляжа
R4 - держатели под фюзеляжем на 4*50 кг бомбы SC-50, или контейнеры на 24 осколочные бомбы SD-2, или 1*250 кг бомбу
R5 - внутренняя установка фотокамеры Rb-20/30
С 1943 г выпускался новый Нs.129B-2, модернизированный по опыту боевого применения. Первоначально он использовал те же наборы вооружения, что и его предшественник. На Нs.129b-2/R2 ставилась пушка МК-101. Часть Нs.129B оснащались противотанковым оружием непосредственно на заводе в Шенефельде, а не в полевых частях. Этот вариант назывался Нs.129B-2/Wa (носитель оружия).
Стандартное вооружение Нs.129B-2/Wа было аналогично В-1, а в подфюзеляжной гондоле стояла пушка МК-103, имевшая большую начальную скорость и более настильную траекторию, чем у МК-101. Несколько самолетов получили 37 мм пушку ВК-3,7, что заставило снять два пулемета МG-17 для размещения на их месте магазинов для 37 мм снарядов. МК-103 и ВК-3,7 были эффективными при стрельбе по бортам и корме советских танков.
В эскадрильях на Нs.129B испытывалось различное противотанковое вооружение, включая 210 мм снаряды Wfr.Gr.21 и 280 мм Wfr.Gr.28, 70 мм ракеты Панцерблиц-1 и 55 мм Панцерблиц-2, и даже огнемет "Гера" с 300 л огнесмеси в подфюзеляжном контейнере. Но наиболее оригинальным противотанковым оружием, испытывавшимся в Тарневице, в EKdo.26 стал "Ферстерзонде" SG-113А, представлявший собой вертикальный контейнер ромбического сечения с шестью пусковыми трубами. Каждый ствол заряжался 45 мм подкалиберным снарядом. В носу самолета крепился магнитный датчик, автоматически открывавший огонь при прохождении магнитного поля танка. С SG-113А испытывались три Нs.129B, но система оказалась ненадежной.
К началу 1944 г штурмовая авиация требовала применения пушек более крупных калибров, чем 30 или 37 мм на Нs.129B-2/Wa. Было решено остановиться на 75 мм пушке РАК-40. В мае 1944 г для аэродинамических испытаний в Травемюнде один Нs.129B-2 был оснащен деревянным макетом подфюзеляжной гондолы и пушки РАК-40. Испытания показали возможность применения такой установки. Три Нs.129B-2/Wа были оснащены РАК-40L (Luft) и испытывались в ЕКdo.26 по трофейным советским танкам. Самолеты в серии с этими пушками назывались Нs.129B-3/Wа. Для установки на самолет РАК-40 модернизировали: был установлен мощный дульный тормоз и электропневматический механизм перезарядки. Боезапас состоял из дюжины 11,8 кг зарядов. Темп огня доходил до 40 выстрелов в минуту, что позволяло пилоту с дистанции 500 м за один заход всадить в танк четыре cнаряда. Пороховые газы экстрагировались через заднюю часть подвесной гондолы, которую в случае необходимости можно было сбросить.
После испытаний в течение августа-сентября 1944 г успели до окончания производства выпустить две дюжины Нs.129B-3/Wа с ВК-7,5. Они сохранили установку пушек МG-151/20, но не МG-17. Самолеты поступали в 10. и 14./SG.9 (бывшие 4./Sch.G.1 и Pz.Jag./JG.51) и использовались на Восточном фронте зимой 1944-45 гг.
Хеншель Нs.129C
Еще в начале работ по Нs.129B Николаус рассмотрел возможность замены ненадежных Гном-Рон 14М на два двигателя Изотта-Франчини Дельта RС-16/48; 12-цилиндровых типа перевернутой V, воздушного охлаждения, мощностью 840 лс на высоте 5300 м. Новый вариант Нs.129C должен был нести пару МК-103 в нижней установке с возможностью отклонения стволов вниз. Макет этой установки испытывался, но двигатели "Дельта" еще не были доведены, крупносерийного производства не ожидалось, и работа по Нs.129C была прекращена еще до готовности первого образца.
Боевая карьера
Потребность в штурмовике была такова, что на базе Нs.129B-0 и первых Нs.129B-1 срочно была сформирована 4-я эскадрилья 1-й штурмовой эскадры, образованной в январе 1942 г. Эскадрилья готовилась на базе в Липпштадте, на северо-западе Германии, и уже 10 мая 1942 г с 12 Нs.129B-1 она отбыла на Восточный фронт. Еще до прибытия туда проявился главный недостаток Нs.129B низкая надежность двигателей Гном-Рон. Помимо дурной привычки глохнуть без предупреждения, они не выносили практически никаких боевых повреждений и были очень чуствительны к пыли и песку. Сразу после прибытия на южный сектор Восточного фронта боеспособность 4./Sch.G.1 упала почти до нуля. Требовалась серьезная работа по доводке двигателей и устранению выявленных недостатков. Следующее подразделение получило Нs.129B-1 только через пять месяцев.
4./Sch.G.2 была сформирована 30 сентября в Деблине, Польша. Ее судьба оказалось еще более несчастливой, чем у первой эскадрильи с Нs.129. 10 ноября 1942 г 4./Sch.G.2 была направлена в Северную Африку, потеряв четыре самолета по пути туда. Из восьми оставшихся боеспособными были только четыре. Вскоре выяснилось, что двигатели Гном-Рон также не любят песок пустыни, как и пыль русских степей. После двух или трех боевых заданий два самолета были потеряны из-за отказа двигателей. Обслуживающему персоналу так и не удалось соорудить более-менее надежных фильтров, и оставшиеся самолеты были выведены в Триполи. Здесь они оставались до подхода 8-й английской армии, после чего самолеты были уничтожены, а персонал эвакуирован.
Одновременно с формированием в сентябре 1942 г 4./Sch.G.2 в Деблине, в JG.51 была создана отдельная эскадрилья "охотников за танками" из Нs.129B-1/R2 с пушкой МК-101. Это подразделение пошло в бой на Восточном фронте в январе 1943 г. Несмотря на некоторые успехи, пушка МК-101 оказалась неспособной поражать 45 мм броню Т-34 и 75 мм КВ-1. В результате Pz.Jag./JG.51 использовала по танкам 4 кг бомбы SD-4 в ожидании поступления былое эффективных средств поражения.
Неудачный дебют эскадрильи с Hs.129B в СССР и в Северной Африке не отразился на планах люфтваффе дальнейшего перевооружения частей штурмовиков. Всего через три недели после эвакуации из Триполи персонала 4./Sch.G.1 в Тунис прибыла 8./Sch.G.2 с Нs.129B-1. Состав эскадрильи колебался от 7 до 16 самолетов. В мае эскадрилья была выведена на Сардинию, где использовалась до июля, после чего была брошена на Восточный фронт, где присоединилась к 8./Sch.G.1, 4./Sch.G.2 и специальной противотанковой части Pz.Jag./JG.51. Там же была первая эскадрилья с Нs.129B 4./Sch.G.1.
В Липпштадте была сформирована еще одна эскадрилья 8./Sch.G.1, позже направленная на Восточной фронт. Туда же отправлся и эвакуированный из Триполи личный состав 4./Sch.G.2.
Все пять эскадрилий Нs.129B были сведены под командованием "охотников за танками". В начале июля 1943 г четыре из них участвовали в немецком наступлении под Курском операции "Цитадель". Нs.129B действовали из Микояновки под командованием капитана Бруно Мейера. 8 июля 1943 г на третий день немецкого наступления было обнаружено выдвижение танковой бригады Красной Армии во фланг II танкового корпуса СС под Белгородом. Четыре эскадрильи Нs.129B с 16 самолетами каждая атаковали по очереди. Пока одна вела штурмовку, вторая возвращалась на аэродром, третья заправлялась и довооружалась, а четвертая была на маршруте к цели. Танковая бригада фактически полностью потеряла боеспособность, большинство танков было подбито, а пехота была рассеяна осколочными бомбами с Fw.190.
Тяжелые потери и небольшие мощности завода в Шенефельде задержали формирование новых частей с Нs.129 до 10 октября 1943 г, когда штурмовая авиация была переформирована.
В конце-осени 1943 г полковник Эрнст Купфер был назначен первым "генералом от штурмовой авиации", и одновременно была проведена реорганизация штурмовой авиации. Все пять эскадрилий были сведены в IV(Pz)/SG.9 под командованием Бруно Мейера. Эскадрильи были переименованы: 4./Sch.G.1 стала 10.(Рz)/SG.9, 8./Sch.G.1 стала 11.(Pz)/SG.9, 4./Sch.G.2 стала 12.(Рz)/SG.9, 8./Sch.G.2 стала 13.(Рz)/SG.9, а Pz.Jag./JG.51 14.(Рz)/SG.9. 10 дней спустя 11.(Pz)/SG.9 (бывшая 8./Sch.G.1) была выведена с Восточного фронта на Удетфилд для переформирования в испытательную команду 26 (ЕКdo.26), созданную 10 января 1944 г. Главной задачей этой части было испытание нового противотанкового оружия и выработки тактики его применения. Работы осуществлялись в тесном взаимодействии с испытательным центром в Рехлине, полигоном Тарневице, концернами Хеншель и Рейнметалл-Борзиг. Четыре оставшиеся эскадрильи вместе с тремя эскадрильями из VIII воздушного корпуса румынских ВВС (41-я, 42-я и 43-я), вооруженными Нs.129B, перебрасывались с одного участка фронта на другой, действуя то в IV, то в VI воздушном флоте и нанося удары по концентрациям советских танков.
Хотя проблемы с двигателями Гном-Рон продолжались, боеспособность подразделений удавалось поддерживать на уровне 70% боеготовых машин. Но в зимнее время были очень часты отказы пушек из-за морозов, а в июне 1944 г недостаток топлива резко ограничил боеспособность эскадрилий Нs.129, в результате чего даже вскрытые концентрации танков Красной Армии оставались без огневого воздействия.
23 августа 1944 г новое правительство Румынии объявило войну Германии, и 32 Нs.129B из VIII авиакрыла румынских ВВС вступили в бой против своих прежних союзников, неся при этом тяжелые потери. К концу боевых действий против немецких и венгерских войск в VIII авиакрыло были включены остатки III и VI авиакрыльев (каждое первоначально имело по три эскадрильи с Ju.87D), так что в штурмовой авиации остались только 16 Нs.129B и девять Ju.87D.
На исходе 1944 г 10. и 14.(Рz)/SG.9 получили Нs.129B-3/Wа с пушками ВК-7,5. Хотя пушка с одного выстрела могла вывести из строя даже танк ИС, самолет оказался тяжеловатым и очень уязвимым. Боевые вылеты совершались исключительно по советским танкам, прорвавшимся через оборону вермахта, это объяснялось недостатком топлива. К началу 1945 г IV(Pz)/SG.9 имела в своем составе две эскадрильи (10-ю и 14-ю). Так как потери росли, а пополнения не было, Нs.129 скоро сошли со сцены боевых действий.
Тактико-технические характеристики Hs.129B-2
Тип - одноместный штурмовик
Двигатели - два Гном-Рон-14М 4/5; 14-цилиндровые воздушного охлаждения, взлетной мощностью 700 лс и 660 лс на высоте 4000 м
Вооружение:
стандартное
2*7,9 мм пулемета МG-17 (500 патронов на ствол)
2*20 мм МG-151 (125 снарядов на ствол)
подвесное - 1*30 мм пушка МК-101 (30 снарядов), или 4*7.9 мм МG-17 (250 патронов на ствол), или 4*50 кг бомбы, или 96*2 кг осколочных бомб
(для Hs.129B-2/Wa - стандартное вооружение плюс 1*30 мм пушка МК-103 или 1*37 мм ВК-3.7)
Максимальная скорость:
без внешних подвесок - 405 км/ч на высоте 3800 м
с пушкой МК-103 - 320 км/ч на высоте 3000 м
Крейсерская скорость без внешних подвесок - 315 км/ч на высоте 3000 м
Дальность полета:
нормальная - 685 км
с пушкой МК-103 - 555 км
Скороподъемность без подвесок - 8,1 м/с
Потолок:
без подвесок - 9000 м
с пушкой МК-103 - 7500 м
Вес:
пустой - 3815 кг
максимальный - 5250 кг
Размеры:
размах крыла - 14,2 м
длина - 9,7 м
высота - 3,25 м
площадь крыла - 28,9 кв.м