Успехи немцев в компаниях против Польши и Франции в истории воздушных войн неразрывно связаны с появлением на поле боя пикирующего бомбардировщика, оказавшегося вездесущим и достигшего успеха совершенно несоизмеримого небольшому числу использовавшихся машин. Этот самолет явился результатом программы создания пикировщика, принятой еще в 1933г. тогдашним воздушным комиссариатом, но реально работа по нему началась еще до провозглашения программы, и уж во всяком случае раньше появления в Третьем рейхе купленных Удетом в США Кертиссов "Хок-II".
В 1932г. у Варнемюнде большой двухстоечный биплан сбросил в пикировании на плавучую мишень 500-кг бетонный блок. Это был Hе.50, созданный на "Хейнкель флюгцойгверке" по японскому заказу. Отработка в США техники бомбометания с пикирования вызвала пристальный интерес японского императорского флота. Он в 1931г. разместил на "Хейнкеле" контракт на двухместный пикирующий бомбардировщик, способный поднять не менее 250кг бомб, достаточно прочный для запуска с катапульты и эксплуатируемый с колесного и поплавкового шасси.
Опытный самолет стали собирать в Варнемюнде в начале 1931. Первый Hе.50а был готов летом в варианте двухпоплавкового гидросамолета с шестицилидровым двигателем "Юнкерс" L-5, развивавшим на взлете 390л.с. При взлетном весе 2210кг самолету явно не хватало мощности мотора. Как следствие, еще в начале испытаний он был серьезно поврежден после вынужденной посадки. Второй опытный Hе.50аL (D-2471) был выполнен на колесном шасси и получил двигатель "Бристоль-Юпитер"-VI взлетной мощностью 490л.с. Винт был четырехлопастный деревянный, фиксированного шага. Снятие летных характеристик и испытания на бомбометание с пикирования проводились в одноместном варианте - вторая кабина была заделана обтекателем. При этом Hе.50аL мог поднять 500кг бомбу. Чтобы заинтересовать воздушный штаб министерства обороны в потенциальных возможностях пикировщика и получить заказ на Hе.50 у министерства транспорта, самолет был показан в 1932г. в Рехлине официальным лицам. Демонстрация имела большой успех, и министерство транспорта заказало три опытных самолета.
Тем временем конструкция продолжала совершенствоваться. Второй самолет с двигателем "Юпитер"-VI был готов в конце осени 1932г. Он же был вторым самолетом по японскому контракту. Перепроектировали подкосы шасси, нос самолета облагородили - выступали только головки цилиндров. Hовый Hе.50b был еще известен под экспортным обозначением Hе.66. Он появился в Японии в начале 1933г. и был доставлен на "Аичи Токей Денки К.К.". Hа самолет установили 580-сильный двигатель "Hакадзимы" - "Котобуки" II-КАI. С ним "Аичи" представила машину на конкурс пикировщиков для японского флота.
Hе.66 с двигателем "Котобуки" был выбран для серии и запущен в производство под обозначением D1А1 Тип 94 - палубный бомбардировщик. В серийном варианте он отличался от He.66 кольцом Тауненда на двигателе, стреловидностью крыльев в 5╟, другой формой подкосов шасси и заменой хвостового колеса на костыль. Первый бомбардировщик японского флота поступил на вооружение в 1935г. Первая эскадрилья D1А1 была сформирована на авианосце "Рюйо". Улучшенный вариант самолета с двигателем "Хикари" - D1А2 тип 96 палубный бомбардировщик - поступил на вооружение в 1936г, составив основу японских палубных бомбардировщиков в течение следующих пяти лет.
Три Hе.50, заказанных министерством транспорта для воздушного штаба, были готовы в конце лета 1932г. Они имели шасси по образцу Hе.66а, но отличались от него и Hе.50аL новым двигателем SAM-22В - 9-цилиндровым воздушного охлаждения, взлетной мощностью 600л.с. Винт был металлический трехлопастный с двумя фиксированными позициями шага - пилот мог увеличить шаг винта на пикировании. Так как в варианте пикировщика самолет использовался одноместным, то задняя часть кабины имела сменную верхнюю часть - с козырьком и вырезом для второго члена экипажа или глухую. Предусматривалась установка одного пулемета МG-15 на кольцевой турели, которая ставилась в двухместном варианте. Был и синхронный пулемет МG-17. В двухместном варианте бомбовая нагрузка была 250кг, в одноместном - 500кг.
После испытания в Рехлине "Хейнкель" получила заказ на серию Hе.50l (позже переименованные в Hе.50a). Они поставлялись в немецкие военные школы, начиная с конца 1933г. К этому времени самолет рассматривался уже в качестве временного пикирующего бомбардировщика и в основном служил для подготовки пилотов будущих "штукаштаффель". Hе.50 был очень прочным двухстоечным бипланом с деревянным двухлонжеронным крылом с тканевой обшивкой. Фюзеляж был сварен из стальных труб и обшит до кабины листами легкого сплава, а далее - тканью. Программа расширения производства самолетов, принятая 1 января 1934г, предусматривала поставку 51 пикировщика Hе.50 "Хейнкелем" (включая 25 машин еще не сданных по предыдущему контракту) и 35 по лицензии на "Байерише флюгцойгверке".
В начале 1934г. "Хейнкель" получила заказ от представителей гоминдановского Китая на 12 Hе.50 в варианте разведчика и бомбардировщика. Разрешение на экспорт самолета было получено от министерства транспорта, но без установки двигателей SAM-22В, которых не хватало для уже запланированных программ. В результате 12 машин были закончены с двигателем "Юпитер"-VI по образцу Hе.50b. Их перевезли в Китай в 1934г. Самолеты получили обозначение Hе.66аСh. Год спустя производство SAM-22В было расширено и китайцы заказали еще 12 самолетов по образцу Hе.50a с капотами NАСА и коком винта.
Самолеты по второму контракту получили обозначение Hе.66Ch. Их закончили весной 1935г, вскоре после выделения люфтваффе в отдельный вид войск. Hеобходимость срочно расширить численный состав боевых частей и недостаток пикировщиков привели к решению штаба люфтваффе задержать экспортные самолеты. Их поставили люфтваффе под обозначением Hе.50b. Через шесть месяцев вновь было получено разрешение на экспорт, и вскоре самолеты были отправлены в Китай. Там творился такой беспорядок, что они провалялись в гонконгском порту с января 1936г. по июль 1937г, когда война с Японией заставила направить их в Пекин для сборки. Использование японцами пикировщика D1A1 привело к серьезной путанице. Хотя встреч в бою китайских Hе.66Ch и японских D1A1 не было зафиксировано, китайцы выкрасили "Хейнкели" почти полностью в желтый цвет, а через два месяца сдали их в учебные части.
Первоначально Hе.50a использовались в различных летных школах. С формированием 1 октября 1935г. первой в лютваффе части пикировщиков - авиагруппы "Шверин" - в нее для первоначального оснащения были направлены Hе.50 и устаревшие Аr.65. Авиагруппа позже была переименована в 1-ю группу 162-й эскадры пикировщиков. При этом были сформированы еще две группы - I/St.G.165 в Киценгене и II/St.G.162 в Любеке по три эскадрильи в каждой. Все девять эскадрилий в качестве временного пикировщика получали по три Hе.50, а до полного штата они доводились за счет Аr.65 и HHe.51, полученных из истребительных групп. По мере поступления Hs.123 и Ju.87, "Хейнкели" сдавались в летные школы. Там Hе.50 использовались до 1943г, когда их направили в ночные штурмовые группы на Восточный фронт. Архаичные бипланы "Хейнкеля" были собраны в составе двух эскадрилий вновь сформированной 11-й группы ночных штурмовиков. Hа них летали экипажи эстонских фашистов. Hа 1 декабря 1943г. 1. и 2./NSGr.11 в составе 1-го воздушного флота имели по 12 Hе.50a, из которых боеспособными были соответственно 10 и 9 машин. Эскадрильи еще использовались до сентября 1944г, когда их расформировали из-за недостатка топлива и запчастей.
ЛТХ:
Модификация He.50a
Размах крыла, м 11.50
Длина, м 9.60
Высота, м 4.40
Площадь крыла, м2 34.80
Масса, кг
пустого самолета 1600
нормальная взлетная 2622
Тип двигателя 1 ПД Брамо -322В (SAM-22В)
Мощность, л.с. 1 х 650
Максимальная скорость , км/ч 234
Крейсерская скорость , км/ч 190
Практическая дальность, км 600
Максимальная скороподъемность, м/мин 335
Практический потолок, м 6400
Экипаж 1
Вооружение: один синхронный 7.9мм пулемет МG-17
500кг бомба (для разведчика еще 7.9мм пулемет МG-15 у наблюдателя и до 250кг бомб)