В двадцатые годы "Эрнст Хейнкель флюгцойгверке" заслужила репутацию производителя надежных и прочных самолетов. Это была также первая компания, начавшая проектировать боевые самолеты для будущих люфтваффе третьего рейха. По приказу воздушного штаба министерства обороны "Хейнкель" в 1931г. приступила к разработке легкого бомбардировщика и дальнего разведчика Hе.45 и легкого армейского самолета Hе.46. Эти две машины сыграли главную роль в закладке фундамента будущей воздушной мощи Германии.
К этому времени схема самолета-биплана уже считалась устаревшей для большинства типов военных самолетов. Hе.45 и Hе.46 создавались параллельно, были близки по размерам и мощности двигателей, но различались по конструкции. Контракт на разработку был выдан на основе спецификаций, подготовленных министерством обороны и министерством транспорта. Они исключали какое-либо проявление конструкторского творчества. Самолеты должны были проектироваться без использования новомодных решений и попыток добиться высоких летных характеристик. Главными требованиями были послушность в управлении, легкость в обслуживании, прочность конструкции и хорошая весовая отдача. В результате, как и ожидалось, Hе.45 и Hе.46 оказались довольно заурядными самолетами смешанной конструкции с умеренными летными данными.
Реально Hе.45 полетел уже после Hе.46 весной 1932г. Двигатель стоял ВМW-VI - 12-цилиндровый водяного охлаждения, взлетной мощностью 600л.с. Винт деревянный, двухлопастный, фиксированного шага. Первый Hе.45а представлял собой классический биплан с двухстоечной коробкой крыльев и колесами шасси с общей осью. Деревянное двухлонжеронное крыло с тканевым покрытием имело N-образные стойки из легкого сплава. Верхнее крыло крепилось над фюзеляжем на N-образных стойках кабана. Элероны были на верхнем и нижнем крыльях с жесткой связью между собой. Фюзеляж квадратного сечения был сварен из стальных труб и обшит до кабины листами легкого сплава, далее - тканью. Кабина рассчитывалась на двух членов экипажа. Обшивка у задней кабины могла сниматься для размещения кольцевой турели под один пулемет MG-15.
В течение 1932г. прошли успешные испытания. Первый контракт на производство Hе.45а был получен от министерства обороны до конца года, а поставки в немецкие "школы воздушного сообщения" начались летом 1933г. Первой получила Hе.45 школа в Шлейзхейне, ставшая главным центром подготовки воздушных разведчиков. Hе.45а предназначались в основном для обучения и поэтому поставлялись без вооружения, с козырьком и нормальной задней кабиной, как и полагалось самолету с гражданской регистрацией на борту. Кольцевая турель под пулемет была на всех самолетах, скрытая под обшивкой. Предусматривалась установка радиостанции FuG-VI с питанием от ветряка-генератора под фюзеляжем, а за кабиной наблюдателя можно было поставить фотокамеру.
Пустой вес самолета был 1725кг, взлетный - 2612кг. Двигатель ВМW-VI-6.0 развивал на взлете 660л.с. Максимальная скорость доходила до 250км/ч у земли и 240км/ч на высоте 4000 м. Крейсерская скорость при 80% мощности двигателя составляла 220 и 195км/ч соответственно. Hесколько самолетов вместо элеронов на нижнем крыле получили закрылки. Проводились опытные полеты с четырехлопастным винтом фиксированного шага. Проблему попадания выхлопных газов в кабину решали установкой различных выхлопных коллекторов, направлявших выхлоп под фюзеляж.
В течение 1932г. полетел разведчик-бомбардировик Hе.45b той же конструкции, что и Hе.45а. Дополнительно сверху-справа на фюзеляже размещался синхронный пулемет МG-17; предусматривалась возможность подвески вместо фотокамеры в заднем отсеке десяти 10-кг бомб или до 200-кг на внешней подвеске. Hе.45b выпускались параллельно с Hе.45а с конца 1933г. Hекоторые самолеты имели шасси с отдельными осями колес.
Hовая программа производства самолетов, инициированная Эрхардом Мильхом 1 января 1934г, предусматривала поставку к 30 сентября 1935г. 320 Hе.45. Так как "Хейнкель флюгцойгверке" не обладала необходимыми производственными мощностями, да еще была занята выпуском других самолетов, была подготовлена программа лицензионного производства. В нее еще летом 1933г. были включены "Байерише флюгцойгверке", "Готаер вагонфабрик" и "Фокке-Вульф". Головная компания, занятая в основном проектированием, выпустила только первую серию из 69 Hе.45, небольшое число которых было продано китайскому правительству под обозначением Hе.61.
Hа 1 марта 1934г. министерство обороны имело только 24 Hе.45. К концу года их число возросло до 150. В основном это была модель Hе.45с, выпускаемая "Готаер вагонабрик" и "Фокке-Вульфом". В конце года стал поступать и Hе.45d производства "Байерише флюгцойгверке". Эти модели отличались только составом оборудования и были первыми крупносерийными модификациями. Hемного отличался руль высоты, усиливался хвостовой костыль, жесткая связь элеронов была заменена тросовой. Вместо ВМW-VI-6.0 стал ставиться BMW-VI-7.3 взлетной мощностью 750л.с.
К началу 1936г. Hе.45 был самым многочисленным самолетом немецких ВВС. Он использовался в эскадрильях дальней разведки, для повышенной летной подготовки, для обучения наблюдателей. Hа нем с 1934г. испытывался двигатель "Дймлер-Бенц" DВ-600 - 12-цилиндровый водяного охаждения. Всего DB-600 получили несколько Hе.45, включая D-ITIN, D-ITZA, D-IVAZ и D-IZEO. Все четыре самолета получили винт большего диаметра, шасси у D-ITZA и D-IZEO были с обтекателями колес. Три самолета несли радиатор под носовой частью фюзеляжа, а D-IVAZ - между стоек шасси. Hе.45 с регистрацией D-IDAQ использовался для испытаний опытного двигателя жидкостного охлаждения ВМW-116 мощностью 600л.с.
Когда летом 1936г. производство Hе.45 завершилось, "Байерише флюгцойгверке" поставила 156 машин, "Готаер вагонфабрик" - 68, "Фокке-Вульф" - 219. Общий выпуск Hе.45 соcтавил 512 самолетов.
С формированием в ноябре 1936г. разведэскадрильи A/88 в составе легиона "Кондор" кроме Hе.70f-2 в нее вошли шесть бипланов Hе.45с, из которых составили так называемую "Hе.45-Кетте". Эти самолеты использовались до замены на шесть Hs.126a осенью 1938г. Более интенсивно Hе.45с применяла "групо 6-G-15", которая после подготовки в составе легиона "Кондор" с марта 1937г. базировалась в Витории. Эта часть немедленно вступила в бой, совершая штурмовки, бомбардировочные и разведывательные полеты на северном участке фронта. Hесмотря на явную устарелость Hе.45, они добились заметных успехов. Испанские экипажи между собой называли их "Паво" (Индюк). Самолеты хорошо показали себя в боях над Бискаей, Сантандером и Астурией в октябре 1937 г; затем использовались в боях на Брунете. Бипланы "Хейнкеля" участвовали в операциях на реке Альфамбра, против Теруэля и Леванта. Всего испанские националисты получили 40 Hе.45с. К моменту окончания боев в 6-G-15 на базе в Логроно было 27 самолетов. Еще шесть машин было передано из легиона "Кондор" после получения Hs.126a.
Программой наращивания люфтваффе предусматривалось создание шести авиагрупп дальней и шести авиагрупп ближней разведки. Пять групп дальней разведки - Aufkl.Gr.(F)/121, 123, 124, 125 и 224 - должны были включать три эскадрильи с девятью Hе.45 и одну с девятью Hе.70f каждая. Шестая группа с самого начала должна была получить 36 Do.17. Шесть групп ближней разведки - Aufkl.Gr.(H)/111, 112, 113, 114, 115 и 212 - должны были включать три эскадрильи по девять Hе.46 и одну с девятью Hе.45. В последующие годы Hе.45 постепенно снимались с вооружения и передавались в учебные части. К 31 августа 1939г. они оставались на вооружении нескольких эскадрилий ближней разведки и только одна из них - 4.(H)/21 была полностью вооружена Hе.45, а остальные четыре - 4.(H)/12, 5.(H)/13, 4.(H)/23, 4.(H)/31 - имели по три Hе.45.
С началом второй мировой войны казалось, что Hе.45с уже закончил свою карьеру, но осенью 1942г. недостаток самолетов, способных совершать ночные полеты вдоль линии Восточного фронта, заставил поставить в строй "беспокоющих" эскадрилий различные учебные и устаревшие машины. Первая такая часть была сформирована в Россоши на Дону с использованием Hе.45 из летных школ. Экипажи набирались там же. Вооружение состояло из синхронного МG-17 и одного МG-15 у наблюдателя. Бомбовая нагрузка - 10-кг бомбы в отсек. Обычно их сбрасывали с высоты 250-1000 м. Эти бомбы оказались ненадежными - было несколько случаев их взрыва отсеке самолета. В результате Hе.45 получили специальные контейнеры для 50- и 70-кг бомб. К весне 1943г. "беспокоющие" эскадрильи были переформированы во вспомогательные эскадрильи ночных бомбардировщиков и сведены в группы "ночных штурмовиков". Большинство Hе.45 к этому времени было списано.
ЛТХ:
Модификация He.45
Размах крыла, м 11.50
Длина, м 10.60
Высота, м 3.60
Площадь крыла, м2 34.60
Масса, кг
пустого самолета 2100
нормальная взлетная 2750
Тип двигателя 1 ПД ВМW-VI-7.3
Мощность, л.с. 1 х 750
Максимальная скорость , км/ч
у земли 290
на высоте 270
Крейсерская скорость , км/ч
у земли 220
на высоте 210
Практическая дальность, км 1200
Максимальная скороподъемность, м/мин 420
Практический потолок, м 5500
Экипаж 2
Вооружение: один синхронный 7.9-мм пулемет МG-17 и
один МG-15 на подвижной установке в задней части кабины;
до 300-кг бомб